Впервые в мире автопроизводителю удалось получить лицензию на тестирование грузовиков с системой автономного управления на дорогах общего пользования. Первопроходцем стал концерн Daimler, уже выпустивший пару тестовых образцов на дороги Невады. Без водителя фуры смогут передвигаться лишь по территории этого штата. Помимо этого, во время езды в городском потоке управлять грузовиком имеет право только человек. Также согласно действующему в Неваде законодательству систему автономного управления нельзя включать и при приближении к месту разгрузки/загрузки грузовика. Это означает, что в полной мере автопилот сможет себя показать лишь на скоростных магистралях штата.
Прежде чем получить лицензию Daimler подверг грузовики с системой автономного управления серии тестов в Папенбурге, где беспилотники «откатали» более 16 тыс. км.
Особенности Daimler Freightliner Inspiration Truck
Испытуемые прототипы получили название Freightliner Inspiration Truck. В их основе лежит товарный грузовик Freightliner Cascadia, который немецкие специалисты оснастили системой Highway Pilot. Комплекс состоит из радара, пары сенсоров и стереокамеры. Первый сканер способен охватить территорию вокруг на 18º и «бьет» в длину на 250 метров, а у второго угол обзора равняется 130º и он призван не только сканировать обстановку на дороге на расстоянии до 70 м, но также обнаруживать транспорт, который может занять один ряд с грузовиком. В свою очередь стереокамера «смотрит» на сотню метров вперед и охватывает дорогу на 45º по горизонтали и 27º по вертикали. Устройство считывает дорожную разметку и помогает грузовику оставаться в выбранной полосе. За ускорение и замедление отвечают адаптивный круиз-контроль и функция предотвращения столкновений.
Система Highway Pilot от Daimler не заменит живого человека, но сможет существенно облегчить ему жизнь
Пока что грузовики в режиме автопилота не способны самостоятельно совершать какие-либо маневры, например, обгонять или сворачивать с дороги. Так что полностью расслабиться у дальнобойщиков не получится и когда возникнет необходимость (о чем электроника оповестит человека заблаговременно) водителю потребуется деактивировать автопилот и перейти на ручное управление. Тем не менее, благодаря Highway Pilot водитель все же сможет немного восстановить силы на продолжительных монотонных участках шоссе, что существенно повысит дорожную безопасность.
Помимо этого, система способна снизить расход топлива. Оснащенные Highway Pilot грузовики смогут передвигаться максимально близко друг к другу, что позволит уменьшить сопротивление воздушных потоков.
Грузовики-беспилотники «КАМАЗ» смогут ездить и не по идеальным дорогам
Не желает отставать от зарубежных коллег и крупнейший в России производитель грузового транспорта – «КАМАЗ», который в тандеме с компанией Cognitive Technologies намерен выпустить собственный грузовик-беспилотник. Ожидается, что первый тестовый российский грузовик с автопилотом появится на дорогах общего пользования в 2017 году. Татарстан уже выразил готовность стать полигоном для испытаний.
Минобразования и науки РФ уже инвестировало в проект 300 млн. руб. Еще 90 млн. руб. вложит в реализацию этой идеи сам «КАМАЗ». Свою лепту в размере 18 млрд. руб. внесет и Минпромторг. Такая сумма будет инвестироваться на протяжении ближайших 4-х лет и в случае успеха проекта Министерство промышленности и торговли, возможно, продолжит финансирование и дальше.
В основе комплекса, помимо активной (работающей на базе сканеров) будет лежать еще т.н. пассивная модель компьютерного зрения, при которой требуемые для управления автомобилем сведения передаются с расположенных снаружи видеокамер. Благодаря этому российский автопилот в отличие от зарубежной системы, которая во многом ориентируется на отличные дорожные условия (качественно нанесенную разметку, хорошую погоду и пр.) будет максимально приближен к «суровой» действительности. Комплекс сможет адекватно работать при любой погоде (кроме заданных в ПДД случаев недостаточной видимости), считывать дорожные знаки и сигналы светофора, идентифицировать пешеходов, обнаруживать другой транспорт независимо от ракурса, направления езды и неполного заслонения, а также даже при отсутствии разметки будет способен определить границы дорожного полотна, ширину ряда и пр.
Уже многие крупные автопроизводители представили собственные тестовые беспилотники, но, по словам руководства Cognitive Technologies, все эти транспортные средства не смогут использоваться на российских дорогах. Главной задачей Cognitive Technologies является разработка более совершенной технологии. Если такая система сможет эффективно функционировать даже в российских реалиях, то однозначно, это позволит россиянам получить конкурентное преимущество на мировом рынке.
Возможно, на дорогах будущего грузовики-беспилотники станут обычным явлением, но пока разработки в этом направлении ценны лишь наполовину, ведь человек все равно будет присутствовать, полного доверия электронике пока нет.
На мой взгляд, беспилотную систему можно тестировать, а в дальнейшем использовать, на относительно ровных дорогах, без больших ям. Так как трудно предсказать, что случится, если грузовик попадет в яму, на обочине будет стоять человек, а маневр влево будет невозможен из-за другой обгоняющей машины.
Все дальнобойщики по все миру замерли! Вот и пришло их время, их скоро сменят роботы. И весло и грустно.
Что меня радует в этой новости: теперь дальнобойщик может работать без напарника: охота отдохнуть, включил автопилот и поспи часок. Аварии ведь не случится, в крайнем случае, грузовик пристроится за кем-то, не сумев обогнать, и поедет медленнее обычного.
Все-таки самым ценным должно стать снижение аварийности, особенно с участием больших грузовиков,ведь водитель теперь не будет слишком утомлен в дороге, находясь в напряжении по много часов, теперь он сможет отдыхать и контролировать ситуацию одновременно.
Это похоже на фантастические фильмы из прошлого. Встретить такую машину без водителя вообще было бы лично мне просто страшно. Это ведь огромная фура, кто знает, чего можно ожидать от этих роботов.
Скажу, что такой автомобиль вряд ли сможет быть воплощен в жизнь в нашей стране. Он стоит огромнейших денег и рассчитан на нормальную дорогу, а не на ямы как у нас. Думаю, что наше правительство обязаны что-то изменить.
Штат Невада наверное может позволить себе такие эксперименты. Он представляет из себя практически пустыню. В других места использовать такие новшества, по-видимому еще рано.
Ну, начинать-то все равно где-то надо, почему бы и не в пустыне, где и дороги наверняка не перегружены встречным транспортом. Но мне вот интересно, как бы отреагировал нормальный водитель, обгоняя огромную фуру и заметив, что кабина пуста. Так можно и до инфаркта довести, если человек пожилой за рулем.
В любом случае прогресс довольно серьезный. Компьютер правила нарушать не будет и едва ли заснет за рулем и уж точно не напьется. Единственная проблема - сбои в работе, о последствиях которых лучше и не говорить.