Свеча зажигания – небольшой, но важный элемент автомобильного двигателя. Если их состояние неудовлетворительное, то о лёгком запуске и экономичной работе можно забыть.
Сервисная книжка автомобиля ВАЗ-1117 (Калина) предписывает замену свечей зажигания через 30 тысяч километров пробега. Немедленная замена требуется при неисправности: механическом повреждении или рыжем налёте ферроценов. Необязательно, но стоит заменить свечи, если они залиты бензином при неудачных попытках запуска или покрыты копотью, при неисправности системы питания.
Если вы не собираетесь менять свечи раньше рекомендуемого пробега, то и в этом случае стоит их выкрутить: осмотреть, зачистить налёт, проверить и отрегулировать зазор. Делать такую проверку стоит раз в десять тысяч километров пробега.
При работе свечи изнашиваются. Каждая искра испаряет немного металла из материала контактов. Если этим пренебрегать, то зазор будет медленно, но верно увеличиваться. И однажды электрический заряд найдёт другой путь – пробьёт высоковольтные провода или катушку зажигания.
Если двигатель вашего автомобиля восьмиклапанный, то замена свечей предельно проста. Нужен свечной ключ. Самый распространённый– в виде трубочки. Чтобы трубку вращать, нужна отвёртка или бородок.
Снимаем наконечник высоковольтного провода. Откручиваем старую свечу. Вкручиваем новую. Одеваем наконечник. Переходим к следующей свече. Это в теории и кратко. А теперь, о необходимых подробностях.
Свечи меняют на холодном двигателе. Если не получается отвернуть – прогрейте двигатель. Строньте свечи с места, но меняйте, когда двигатель остынет. Чтобы в следующий раз отвернуть было проще, проведите по резьбе несколько раз простым карандашом с тем, чтобы остался графит, который будет выступать в качестве смазки.
На свече имеется металлическое уплотнительное кольцо. Усилие затяжки должно быть таким, чтобы уплотнительное кольцо обязательно деформировалось, но оно не должно превратиться в плоскую шайбу. При затягивании не используют труб, рычагов и прочих усилителей момента.
Если двигатель грязный, прежде чем выкручивать свечу, очистите поверхность вокруг. Используйте для этого деревянные палочки, тряпки, моющие средства. При вывернутой свече попадание в камеру сгорания мусора недопустимо.
Особенности замены свечей в шестнадцатиклапанном двигателе
Наличие двух впускных и выпускных клапанов на каждый цилиндр позволяет улучшить наполнение и удаление продуктов сгорания. А наличие отдельной катушки зажигания на на каждую свечу избавляет мотор от высоковольтной проводки. И даже глубокие колодцы имеют свои положительные качества – свеча укрыта со всех сторон и попадание грязи исключено.
Свечи зажигания и ключ требуется специальные — с уменьшенным размером шестигранника. Чтобы вынуть ее из глубокого колодца, ключ должен быть оснащён магнитом или резиновой втулкой. Если их нет, то заниматься заменой свечей не стоит. Также можно вынуть свечу из колодца при помощи катушки зажигания. Бросать свечу в колодец нельзя. Можно опустить по стеночке, придерживая отвёрткой, линейкой или иными подручными средствами. Но цена возможной ошибки довольно высока. Отколотый кусок изолятора способен заклинить в открытом виде клапан (скорее всего, выпускной). Через какое-то время клапан и его седло прогорят, тогда потребуется ремонт головки блока цилиндров. Поэтому, если нет крайней необходимости, лучше купить новый, исправный ключ.
Ещё понадобится отдельный ключ, чтобы отвернуть винт крепления катушки зажигания. Например, если у вас автомобиль модели Lada Калина 2, вам потребуется головка Е8 с трещоткой и удлинителем на 100 мм. Но на других машинах катушка зажигания может быть привёрнута иным крепёжным изделием.
Маленькая отвёртка с прямым шлицем поможет снять разъёмы с катушек зажигания. На Калине 2 они снимаются довольно туго.
Вскройте упаковку свечей и проверьте искровой зазор. Наверное, и у восьмиклапанных двигателей иногда перегорает катушка зажигания, но я такого не припомню. На шестнадцатиклапанном — пришлось столкнуться. Контроль и регулировка зазора нужны для профилактики пробоя катушки.
Если все это есть, можно приступать к замене свечей. Откройте капот и снимите клемму с аккумулятора. Отверните крышку заливной горловины, снимите с двигателя декоративный кожух, заверните крышку на место. Перед вами головка блока цилиндров. Отключаете разъем. Отворачиваете крепёжный болтик и вынимаете катушку зажигания. Резиновые уплотнения защищают свечные колодцы от попадания грязи, но они же затрудняют извлечение катушки. Наилучшим вариантом будет, если вы вынете катушку, замените свечу и поставите катушку на место. Потом перейдёте к следующей свече.
Можно поступить по-другому: отвернуть крепёжные винты и вынуть все катушки зажигания, не отсоединяя низковольтной проводки. Единственная опасность такого варианта в том, что долгое время все колодцы будут открыты. И уроненный случайный предмет будет очень непросто достать.
Не забудьте хорошенько закрепить катушки. Это не только крепление, винт нужен для хорошего электрического контакта.
Чтобы ваш автомобиль никогда не подводил вас, не забывайте также своевременно менять моторное масло, масляный, топливный, воздушный и салонный фильтры.
Свечи зажигания меняются достаточно редко, но все же нужно уметь это делать. Для моего автомобиля нужен специальный свечной ключ, приобрести его не проблема. Помню, поменяли с другом свечи вскоре после покупки автомобиля, он показал, дальше сам, оказалось довольно просто.
Свечи редко меняют потому что их несложно снять и зачистить. Зачистишь и думаешь: ну, вот, как новенькие, могут ещё послужить. И так годами длится.
Слышал, что некоторые автомобилисты так и делают - зачищают свечи и ездят дальше, экономя таким образом. Я не стал рисковать, купил новые и заменил, так надежнее. Тем более, менял пока всего один раз.
Не всегда свечи зажигания не работаю по причине их основательной поломки. Порой достаточно просто убрать нагар с электродов свечи и она опять приходит в рабочее состояние, но тогда следует искать проблемы в самом двигателе из за чего образовывается интенсивный нагар га электродах свечи...