Регулярная замена моторного масла – основа эксплуатации автомобиля. Качество масла влияет на правильную работу многих узлов, в том числе турбонагнетателя, вакуумного насоса или кривошипно-поршневой системы, и небрежность может привести к ряду неисправностей. Каковы опасности вождения с отработанным или неправильным маслом в контексте системы газораспределения? Вопреки видимости, речь идет не только о смазке цепи ГРМ.
Системы газораспределения, применяемые в легковых автомобилях, можно разделить на ременные и цепные. Состояние последних долгое время зависело от состояния и качества моторного масла. Распространено мнение, что цепь ГРМ необслуживаемая, но это неверное предположение. В современных двигателях используются длинные цепи на основе множества шестерен. Поэтому они с большей вероятностью перенапрягаются и промахиваются. В современных двигателях ремни ГРМ также могут контактировать с моторным маслом, поэтому стоит знать, как качество масла влияет на их состояние.
Масло в двигателе и гидравлическом натяжителе цепи
Если вам интересно, работает ли цепь ГРМ в масле, ответ — да. Она смазывается тем же маслом, что и другие компоненты двигателя. Помимо прочего, по этой причине важно, чтобы моторное масло было свежим, чистым и имело соответствующий класс вязкости и качества. Стоит помнить, что масло отвечает не только за смазку элементов, но и за очистку двигателя, его охлаждение и предотвращение коррозии. Поэтому слишком редкая замена масла может привести к засорению звеньев цепи нагаром, что значительно сократит срок службы системы.
Однако наибольший риск для двигателя представляет собой обрыв или перескок цепи привода ГРМ. Чтобы этого не произошло, каждая система ГРМ снабжена натяжителем. В случае с цепью используются механические и гидравлические натяжители, поэтому стоит знать, натягивается ли цепь пружиной или маслом в двигателе. Признаки неисправности те же, но причины надо искать в другом.
Гидравлический натяжитель цепи ГРМ приводится в действие моторным маслом, а эффективность устранения провисания зависит от давления, создаваемого масляным насосом. Если моторное масло изношено или слишком вязкое, то цепь может быть слишком ослаблена в первые несколько мгновений после запуска двигателя. В сильно изношенных двигателях масло может вообще не доходить до натяжителя. Перескок или обрыв цепи приводит к столкновению поршней с клапанами, что заканчивается дорогостоящим выходом из строя кривошипно-поршневой системы и головки. Даже если этого не произойдет, растянутые звенья цепи будут разрушать шестерни, создавая так называемые «акульи зубы». В том случае, если задействованы шестерни изменения фаз газораспределения, стоимость замены фаз газораспределения резко возрастет.
Каковы признаки износа цепи ГРМ?
Несмотря на высокий ресурс цепи ГРМ, доходящий до 350 тыс. км, следы износа могут появиться примерно через 100 000 км. Чаще всего это результат неправильного натяжения цепи, вызванного неправильной работой гидронатяжителя. Слишком ослабленную цепь ГРМ можно узнать по изменившемуся звуку двигателя. Как услышать изношенную цепь?
-
Звуки, доносящиеся из-под капота, обычно напоминают дребезжание или металлический шорох. Их можно услышать только в определенных ситуациях, например, сразу после отпускания педали акселератора.
-
Скрежет металла о металл и скрежет часто указывают на то, что цепь уже трется о корпус. Чаще всего эти симптомы появляются после запуска двигателя, когда моторное масло еще холодное, а натяжитель не работает должным образом. Вы заметите другие признаки износа цепи по поведению двигателя во время движения.
-
Он может работать неравномерно или со значительным сопротивлением, что возникает из-за неправильного момента открытия и закрытия клапанов.
-
В такой ситуации также могут быть рывки, колебание оборотов или заглушение двигателя. Особенно это чувствуется в автомобилях с переменными фазами вращения, которые могут не поддерживаться должным образом перетянутой цепью.
-
В некоторых случаях оранжевая лампочка Check Engine сообщит вам о некорректной работе двигателя.
Ремень ГРМ и замена масла
Влияние качества моторного масла на частоту отказов системы газораспределения относится не только к цепи привода ГРМ. С 2008 года применяются двигатели с ремнем ГРМ, смоченным в моторном масле. Мокрый ремень ГРМ также является ответом на вопрос, как сделать цепь ГРМ тише. Такая технология может быть найдена, например, в знаменитом двигателе Ford 1.0 EcoBoost, который имел большую долю в истории уменьшения размеров. Эта идея также использовалась в двигателях PureTech компании PSA. Ремень ГРМ в масляной ванне имеет более длительный срок службы, поэтому выдерживает более 200 000 км пробега. В случае с упомянутым двигателем EcoBoost производитель рекомендует его замену каждые 240 000 км или каждые 10 лет. Это очень большой интервал.
Однако следствием использования такого решения является необходимость использования адаптированного масла. Моторные масла должны иметь не только определенную вязкость и стандарт качества, но и состав, не угрожающий эластомерам и каучукам, из которых изготовлен ремень. В двигателях с технологией горячего масла часто используются масла с очень низкой вязкостью, например 0W30, что характерно для масел с длительным сроком службы. В то время как мокрый ремень ГРМ устойчив к старению масла, кислотная среда чрезмерно используемого смазочного материала может ускорить его износ. Чистота масла также имеет большое значение, так как отложения нагара из него могут повредить зубчатые передачи.
Совет: Через сколько км менять масло? Разумный интервал 15 000 км, даже если производитель рекомендует использовать масло Long Life. Однако если автомобиль эксплуатируется в городских условиях, на коротких дистанциях, а двигатель часто не достигает рабочей температуры, менять масло стоит через 10 000 км.Что произойдет, если залить другое масло в двигатель?
В интернете часто можно встретить запросы: «можно ли лить масло 5W30 вместо 5W40» или «залил 10W40 вместо 5W40 – что делать?». В большинстве случаев неправильно подобранное масло не нанесет вреда двигателю, по крайней мере, напрямую. Полусинтетические или минеральные масла обычно уступают синтетическим и имеют более высокую вязкость, но это не значит, что двигатель сразу заклинит или покроется нагаром.
Тем не менее стоит следовать рекомендациям производителя, ведь от качества масла зависит, например, скорость распространения смазки по двигателю, что имеет большое значение в случае натяжения ремней ГРМ гидронатяжителем. Кроме того, качественное масло дольше сохраняет свои моющие и консервирующие свойства, а обогащающие присадки не так быстро разрушаются. Важным является не только стандарт вязкости SAE, но и стандарты качества API или ACEA. Поэтому, если вы случайно залили не то моторное масло, немедленно замените его на подходящее или сократите интервал замены, например, до 5000 км. Слишком частая замена масла тоже не целесообразна, но в данном случае имеет важное обоснование.
Комментариев нет.