Вы думали, что купили ребенку детское кресло и можно успокоиться? Увы, нет. Возить отпрыска в небезопасном удерживающем устройстве зачастую даже сложнее, чем вообще без него.
Как понять, какие детские кресла хорошие?
Не нужно быть экспертом, чтобы оценить масштабы того ужаса, который творится на дорогах. Больше половины наших водителей возят своих детей в автомобилях без специальных кресел. И все бы ничего, если бы дело ограничивалось одной только человеческой глупостью или жадностью, но ведь жертвами являются дети. Число ДТП с малышами постоянно растет.
Количество погибших исчисляется каждый год сотнями, а травмированных — тысячами. Стоит ли говорить, что львиная доля вины за смерти и травмы этих детишек во время ДТП лежит на родителях?!
При ударе на скорости 50 км/ч вес пассажира вырастает в 30 раз — и 10-килограммовый малыш весит все триста. Потому-то все чаще мы узнаем о случаях, когда в небольших авариях, в которых взрослые даже не травмируются, дети умирают. Взрослые, в конце концов, защищены подушками безопасности. А малыши, если сидят не в креслах, — ничем.
К сожалению, даже те родители, которые формально позаботились о специальном удерживающем устройстве для ребенка, не всегда могут быть уверены в безопасности отпрыска. Законодательство почти никак не регламентирует, в чем же все-таки надо возить детей. И потому каждый исхитряется, как только может. Кто-то сажает малыша на обычную подушку, кто-то придумывает накладки на ремни безопасности, кто-то вообще пристегивается вместе с ребенком одним ремнем... А кому-то совсем никак не удается свести в голове понятия «ребенок» и «безопасность».
Не лучше обстоит и ситуация с креслами. На нашем рынке представлено большое количество дешевых моделей, которые имеют довольно приличный товарный вид, но в случае аварии оно не гарантируют безопасности. У них нет твердого каркаса, а крепления не выдержат и минимальных усилий. При аварии ребенок «полетит» по салону автомобиля вместе с этим креслом, и травмы могут быть очень серьезными.
Справедливости ради отметим: у нас продается и множество хороших моделей. Уважающие себя продавцы публикуют на своих сайтах результаты испытаний кресел, на которые можно ориентироваться. В основном весь мир использует данные тестов ADAC — немецкого автомобильного клуба.
Чтобы узнать, как проводятся эти тесты, мы отправились на испытания ADAC в Мюнхен.
Как проверяют?
ADAC — организация независимая. Немецкий автомобильный клуб, известный далеко за пределами Германии, живет на деньги простых водителей, которые платят членские взносы. Эти средства клуб тратит на организацию технической и юридической помощи, на другие подобные вещи и в том числе на проверку детских автокресел.
Производители за это не платят — кресла для испытаний ADAC просто покупает в магазинах. Именно потому, что организация никем не прикормлена, ей во всем мире и доверяют.
Результаты испытаний может посмотреть любой желающий на официальном сайте организации. Он на немецком языке, но и без его знания можно легко разобраться. На главной странице сайта надо выбрать раздел Tests, а в нем — пункт Kindersicherung. Самые последние результаты испытаний доступны во вкладке Zum ADAC Kindersitztest. Чем больше в оценке у кресла знаков «+», тем оно лучше. Пользоваться любыми другими результатами тестов мы бы не рекомендовали — к ним всегда возникает достаточно много вопросов.
Немцы оценивают детские кресла по нескольким параметрам: экологичность (не использовал ли производитель вредных веществ, изготавливая каркас и обивку), удобство использования, эргономичность. И конечно, безопасность.
На испытания попадают кресла и бустеры (специальные сиденья без спинки для старших детей) для всех возрастов. В основном немцы испытывают сиденья, популярные на внутреннем рынке или недавно на него вышедшие. При этом периодически смотрят и на заведомо некачественные дешевые модели. Собственно, оттуда-то мы и знаем, какими бывают ненадежные кресла.
Чтобы всесторонне оценить, как поведет себя детское кресло в ДТП, ADAC проводит два теста. Первый — фронтальный удар на скорости 50 км/ч, второй — боковой. За раз испытываются два кресла, как правило, разных категорий. В каждом сидит по манекену, оборудованному специальными датчиками. Во время удара все происходящее снимается скоростными фотокамерами, чтобы потом оценить ситуацию. А после столкновения специалисты смотрят повреждения манекенов и оценивают их по специальной шкале. Словом, краш-тест дает испытателям максимально полную картину, которая была бы совершенно недоступна при любых других условиях.
Вникаем в детали
В отличие от краш-тестов автомобилей, на испытаниях детских кресел вообще не смотрят на повреждения ног манекенов. Считается, что в порядке у искусственных детей должны быть голова и туловище.
Глава подразделения по безопасности транспортных средств ADAC Андреас Ратцек поясняет, что главное в краш-тесте — определить, выживет ребенок в конкретном кресле или нет. Фактически это значит, что кресла, не получившие «+» за безопасность, смертельно опасны.
Регулярных испытаний кресел, установленных на передних сиденьях, ADAC не проводит вообще. Но как говорит Андреас Ратцек, несколько лет назад такой тест провели в порядке эксперимента, и в целом результаты оказались хуже, чем при испытаниях с креслами, закрепленными сзади.
В связи с этим ADAC советует возить ребенка именно сзади. Хотя и спереди не катастрофично. Главное — отключать подушку безопасности, поскольку она может нанести малышу очень серьезные травмы. Кстати, задние подушки безопасности не несут такого риска — их раскрытие осуществляется сбоку от пассажира и до головы ребенка они не достают.
Андреас Ратцек подчеркивает, что в среднем кресла, предназначенные для узкой группы детей, демонстрируют лучшие результаты на краш-тестах. А вот сиденья-трансформеры, особенно те, которые подходят для любого возраста — от рождения до 12 лет — показывают себя хуже. Хотя и среди них есть модели, с успехом прошедшие испытание.
Что касается типа крепления, то в среднем лучше себя показывают детские кресла с Isofix. Во многом полученные ими высокие оценки связаны с тем, что их проще устанавливать, и ошибки при закреплении такого сиденья практически исключены. Хорошие модели, которые крепятся ремнями, тоже есть.
В последнее время в Европе в моду вошли кресла с удерживающими столиками. Андреас Ратцек считает их достаточно безопасными, но какие-то специфичные преимущества перед стандартными не выделяет.
Правила проведения тестов детских кресел ADAC меняются не очень часто — раз в несколько лет. Таким образом, смотря результаты испытаний на сайте клуба, вы можете спокойно сравнивать данные 2011, 2012, 2013 и 2014 годов — все они получены по одной методике. С 2015 года, требования к детским креслам станут гораздо строже.
У меня дети уже взрослые, скоро внуки появятся. Если придется возить их на машине то обязательно обращусь в специализированный магазин и приобрету надежное кресло. Ведь имея огромную практику вождения автомобиля, все равно можно стать участником ДТП. А здоровье наших деток и внуков, это святое.
Мы купили автокресло когда ребенку было полтора года. Скажу, что словно ожила, ребенок был надежно пристегнут и я теперь за него полностью уверенна. Раньше находясь на руках доченька 10 раз, перелазила с одних рук в другие, пока однажды муж не затормозил и она упала. Покупали кресло в магазине колясок, одновременно в сидячем и лежачем положении. Установили на заднем сидении посередине. Очень нужная вещь.
Перевожу своего годовалого сынишку в автокресле на переднем сиденье, т. к. вертеть головой, проверяя, как он там на заднем сиденье, думаю, тоже небезопасно. На сайт компании ADAC обязательно зайду, посмотрю, соответствует ли наше автокресло нормам безопасности.
Немцы то дотошные, они могут и каждое кресло проверить, а у нас что? Никому дела нет до чужих детей, лишь бы большее количество продать.
Плохо, что в нашей стране никто не проверяет на прочность детские автокресла. Если бы это делали, то аварий бы было меньше.