Осторожно, дети за рулем

На днях депутат Олег Смолин (КПРФ) выступил с инициативой разрешить получать водительское удостоверение гражданам, достигшим 16 лет. Поправки первый зампред комитета Госдумы по образованию предлагает внести в ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 26) и КоАП. Пока что законопроект находится на стадии разработки.

Особенности инициативы Олега Смолина

Сам законодатель аргументирует необходимость внесения подобных поправок тем, что в России на сегодняшний день граждане имеют право обучаться в автошколе по достижению 16 лет, но, даже имея на руках свидетельство об окончании автошколы, отправиться сдавать экзамен в ГАИ разрешено только по достижению 18 лет. А ведь такой продолжительный перерыв негативно сказывается на навыках юных водителей. Поэтому автор инициативы предлагает на законодательном уровне закрепить возможность выдачи юношеских прав на категории А, В, С и подкатегории В1, С1 с шестнадцати лет при условии наличия свидетельства об окончании автошколы и успешной сдачи экзамена в Госавтоинспекции. Но национальное водительское удостоверение, как и ранее, смогут получить только совершеннолетние граждане.

На юношеские права будет распространяться ряд ограничений. Так, например, подросток сможет сесть за руль легкового авто в том случае, если рядом с ним в машине будет ехать человек, чей водительский стаж насчитывает не менее трех лет. Помимо этого, столь юным водителям нельзя будет передвигаться по федеральным трассам. Отдельно в КоАП парламентарии пропишут ответственность сопровождающего.

Практика Германии

Продвигая свой разрабатываемый законопроект, Смолин ссылается на опыт европейцев. Так, например, в Германии к рассмотрению вопроса о выдаче прав 16-летним правительство ФРГ приступило лишь в прошлом году. Но на тот момент там уже успешно действовала программа, разрешающая гражданам управлять ТС, начиная с 17 лет, но при условии присутствия опытного родственника, чей стаж вождения составляет более трех лет и отсутствуют грубые правонарушения. Результаты этой программы показали, что юные водители почти не попадают в ДТП, а после того как приступают к самостоятельной езде оказываются более дисциплинированными, чем автомобилисты, получившие права в более старшем возрасте и сразу самостоятельно начавшие водить.

Когда начала действовать эта программа, обучаться в автошколы отправились 16-летние подростки, чтобы иметь возможность сразу после исполнения 17 лет садиться за руль. А потому было решено на законодательном уровне закрепить право получать водительское удостоверение шестнадцатилетним гражданам, но при соблюдении прежних ограничений.

Однако следует понимать, что это Германия, где за последние два десятилетия сумели снизить смертность на дорогах практически в 7 раз (с 22000 до 3700 человек в год). Достигнуть этого немцам удалось благодаря принятию местной целевой программы, в рамках которой ужесточили ответственность за правонарушения и осуществили полное реформирование системы подготовки водителей. И хоть получить водительское удостоверение в Германии стало намного сложнее и дороже, результат того стоил.

Ситуация в России

Эксперты отмечают, что сама по себе инициатива Смолина достаточно интересна, но вряд ли сейчас ее можно будет реализовать. В любом случае с большой долей вероятности можно говорить о том, что на российских дорогах в разы возрастет аварийность. Уже сейчас в РФ ежегодно гибнет более 27000 человек, а с принятием поправок есть риск, что страдать будут не только юные водители, но также и ни в чем не повинные граждане других возрастов.

В автосообществе также отмечают, что в России только стартовала реформа обучения водителей и о ее результатах и сроках окончания пока говорить рано. Помимо этого, и ныне отсутствует документ, регламентирующий прием экзаменов. Нет также четко прописанных требований к инструкторам и экзаменаторам. В свою очередь вступившие в законную силу требования к автошколам только проходят адаптацию. Совсем мало автошкол направило заявки в ГАИ на проверку и уж совсем мизерному числу учреждений удалось получить заветное положительное заключение. А потому пока не наладилась работа автошкол, не решены вопросы с экзаменами в ГИБДД, не имеет и смысла поднимать тему снижения возрастного порога для вождения.

Также возникает проблема контроля нахождения в салоне опытного автомобилиста. Неужели инспекторам придется останавливать всех безусых за рулем? Как определить, что ТС управляет не просто подросток, а тот, кто обязан ездить только с сопровождающим? Ведь разница между шестнадцатью и восемнадцатью годами нередко визуально просто неопределима.

Следует сказать, что в СССР функционировала подобная система, но за прошедшее с развала Советского Союза время ситуация на дорогах кардинально поменялась – число транспорта возросло в десятки раз. Однако до сих пор в российских городах имеется целая система юношеских автошкол, в которых обучение в зависимости от программы длится два-три года. Такая продолжительность обучения объясняется тем, что мозг подростка по-другому, нежели взрослый воспринимает преподносимую информацию. Не исключено, что выпускники юношеских автомобильных школ смогут достойно справиться со всеми сложностями на дороге, но в первую очередь таким автошколам потребуется получить статус официальных.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru


При использовании данного материала,
ссылка на https://bycars.ru/ обязательна.
Опубликовано 28.11.14.
Эту страницу просмотрели 2372 раза
Как вы считаете, стоит ли понижать возраст водителей?
29 ноября 2014 в 12:50
общается ещё в 45 темах

Я считаю что не стоит. Лучше бы что нибудь нужное и полезное придумал, чем 16 летним разрешить за руль садиться. Мало ему смертей на дороге.Ребёнок, а по другому не скажешь, не задумается о последствиях, а собьёт кого нибудь, и не дай бог ещё летальный исход и тюрьма. Жизнь его загублена. 

1 декабря 2014 в 07:02
общается ещё в 34 темах

Тоже так думаю, что не стоит. Все таки ребенок есть ребенок, он не может принимать четких и ясных решений в критических ситуациях, не дай Бог конечно.

29 ноября 2014 в 13:25
общается ещё в 12 темах

В некоторых штатах Америки вождение разрешено с 14 лет и количество ДТП на дорогах в несколько раз меньше чем у нас. Я думаю что при соблюдении определенных условий, можно разрешить управление с 16 лет. Но однозначно надо ограничить скорость передвижения и усилить наказание за нарушение ПДД в таком возрасте.

30 ноября 2014 в 08:23
ездит на Daewoo
(отзыв) и общается ещё в 1 теме

Да вы что! Нельзя допускать подобных изменений. Одно дело, когда в 16 лет человек не просто получает права, а осознанно подходит к управлению автомобилем, умеет прогнозировать ситуации, ответственно подходит к этой новой обязанности не только перед собственной жизнью, но и жизнью и здоровью других участников движения. А таких подростков сегодня буквально нет! Плюс прибавьте покупку прав и авто детишкам состоятельных родителей. Да количество ДТП никак не сможет уменьшится, а наоборот, возрастет в несколько раз. В 16 лет российский подросток не сможет ответственно управлять автомобилем!

1 декабря 2014 в 10:56
общается ещё в 155 темах

Согласен с экспертами, инициатива  интересная и достойна обсуждения. И мое мнение - против. Сегодня на дорогах и так хватает неопытных и неадекватных водителей.

1 декабря 2014 в 11:06
общается ещё в 62 темах

Если человек в 16 лет смог успешно сдать практическую и теоретическую часть, то почему бы ему и не сесть за руль? Естественно в таких случаях необходимы различные ограничения, часть из которых Смолин и предложил. Ещё бы, как минимум, не помешал запрет на езду в ночное время и лишение правил до наступления совершеннолетия в случае серьезных нарушений.

1 декабря 2014 в 13:16
общается ещё в 3 темах

Я считаю, что поддерживать инициативу господина Смолина не стоит. Успешная сдача экзаменов в ГАИ, ни о чем не говорит. Права всегда можно купить. А ДТП у нас и так больше, чем достаточно.

2 декабря 2014 в 10:09
общается ещё в 534 темах

За границей же можно с 16 лет, чем мы хуже? Многие и так ездят без прав, воруют у родителей машину и катаются.

2 декабря 2014 в 11:11
общается ещё в 7 темах

Я категорически против, чтобы несовершеннолетние дети были за рулем. Неужели нам и так мало аварий? На то они и несовершеннолетние, что еще не могут полностью отвечать за свои поступки.

4 декабря 2014 в 08:15

В шестнадцать лет человек уже прекрасно может отвечать за свои поступки. Некоторые виды уголовной ответственности не зря введены с 14 - 16 лет. У некоторых и в 25 мозгов нету.

3 декабря 2014 в 09:53
общается ещё в 160 темах

Я не поддерживаю эту идею, так как дети в 18 лет уже более сознательные, чем в 16. Это увеличатся аварии на дорогах, так как наша молодежь в этом возрасте ни о чем не думает. Всему свое время, пускай ждут.

5 октября 2015 в 10:36

Какая разница раньше или позже сядиш за руль по крайне мере 16 летние соблюдают правила лучьше чем совершеннолетние достигшим 18 думаите в 18 лет что нибудь измениться нет правда у кого тои в 25 мозгов нет а если человек стремиться то тут запрета нет

Написать комментарий


Статьи по этой теме

Невидящие одним глазом водители смогут управлять только машинами с акустическими парктрониками, а люди с одной кистью – исключительно автомобилями с АКПП


6 января 2015 / Комментарии 14

Министерство юстиции вновь вынесло на рассмотрение законопроект, предусматривающий лишение водительских прав тех, кто уклоняется от уплаты алиментов


4 февраля 2014 / Комментарии 65

Прокуратура Иркутской области собирается лишить водительских прав тех, кого медкомиссия признала негодными к службе в армии


10 мая 2013 / Комментарии 2
Ещё статей, пожалуйста
Следите за нашими новостями
Подобрать автомобиль
выбрать

от руб.

до руб.

до км
Найти