По указу российского правительства в ГИБДД разработали изменения в ПДД, вводящие понятие «опасное вождение». Под эту формулировку попадают автомобилисты, создавшие опасную ситуацию на дороге одним или несколькими своими действиями, связанными с нарушением ПДД. Например, не уступившие дорогу другому транспортному средству, у которого было преимущество или препятствовавшие обгону, не соблюдающие дистанцию и боковой интервал, а также перестроившиеся другой ряд при интенсивном движении или резко затормозившие без особых причин.
При разработке новой формулировки Госавтоинспекция руководствовалась опытом зарубежных коллег. Во многих странах недопустимые действия, подпадающие под понятие «опасное вождение» вынесены в отдельный перечень. К примеру, в Германии за такое водителю придется заплатить штраф в 250 евро и походить пешком 3 месяца, в Австралии «опасный» автомобилист отделается штрафом в 5500 долл., а в Японии его отправят на исправительные работы. Хуже всего таким нарушителям придется в Великобритании и одиннадцати штатах США, где они рискуют оказаться за решеткой.
Что думают эксперты по поводу новой инициативы?
На днях в Госавтоинспекции приступили к общественному обсуждению новых инициатив, и приглашенные эксперты сразу отметили слабые места пакета поправок. Главным недостатком эксперты называют саму формулировку «опасное вождение», которая получилась достаточно неоднозначной и при этом сложной как для восприятия автомобилистами, так и для толкования госавтоинспекторами. Водитель может дважды перестроиться, резко затормозить перед внезапно выскочившим на дорогу животным и инспектор уже вправе его привлечь за «агрессивную езду». Таким образом, можно каждого водителя приравнять к «опасным». Эксперты настаивают на том, что в поправках следует четко указать, какое расстояние между автомобилями является опасным и при какой скорости движения. В обсуждениях также было высказано мнение, что необходимо привлекать за «опасное вождение» любителей проехаться по обочине. В свою очередь, в Росавтодоре считают, что в правовую конструкцию нового термина не должно входить более 2-3 нарушений, совершенных на протяжении короткого времени или одновременно.
Также пока непонятно как контролировать и выявлять агрессивных автомобилистов на дороге. В этом ГИБДД делает ставку не на инспекторов, а на самих водителей, которые при виде неадекватного поведения со стороны других участников движения должны сообщить об этом в полицию. Эксперты к такой идее отнеслись скептически, ведь россияне в большинстве своем воспринимают подобные сообщения как «стукачество» и предпочитают отказаться от доносов. Потребуется не один год, чтобы менталитет водителей изменился. Взамен эксперты предлагают массово использовать видеорегистраторы, дабы максимально исключить из системы контроля «опасного вождения» человеческий фактор.
Ведомство также разработало бальную систему нарушений, аналогичная которой действовала в свое время в Советском Союзе. Согласно готовящимся изменениям в КоАП у автомобилистов будут отбирать удостоверение или штрафовать на 10000 рублей за троекратное (или более) в течение года превышение скорости, езду непристегнутыми, игнорирование дорожных знаков и пр.
И хоть участники обсуждений данную инициативу в целом поддержали, но настаивают на ее доработке, ведь в сегодняшнем виде она является слишком жесткой. Эксперты убеждены, что если эти инициативы будут приняты в том виде, в котором они есть сейчас, то ничего хорошего из этого не выйдет, ведь согласно готовящимся поправкам водителю могут запретить садиться за руль даже за трехкратное превышение скорости на 20-40 километров в час, совершенное по неосторожности за 12 месяцев. Под наказание также могут попасть автомобилисты, резко ударившие по тормозам, когда на дорогу перед автомобилем внезапно выскочил пешеход или возникло препятствие другого рода.
"Опасное вождение" приводит порой к авариям, поэтому поддерживаю введение наказания для людей, создающих опасные ситуации на дороге. Но формулировки дорожных ситуаций, подпадающих под это определение, должны быть очень четко прописаны.
Доносы наши люди действительно не любят, но с "опасным вождением" бороться обязательно нужно. В этом могут серьезно помочь видеорегистраторы, вот их и нужно использовать.
Агрессивная езда некоторых участников движения напрягает, конечно. Лучше держаться от них подальше. Писать доносы желания нет, к тому же это потеря личного времени, которого и так мало. ГИБДД должна сама находить таких водителей и наказывать их.
Писать доносы желания и времени нет, а думаете у гаишников есть желание искать таких участников движения?
Думаю, что за границей опыт был удачный, раз у нас решили его перенять. "Опасное вождение" должно помочь пресекать нарушение ПДД во всех его проявлениях.