Автомобиль класса тюнинг-кара просто обязан иметь в своей конструкции хотя бы одну деталь из этого материала. Никто не спорит об эстетической стороне дела (карбон выглядит эффектно), однако хотелось бы разобраться, в чем его практическая ценность.
«Ну, сколько можно?», - воскликнет любой автолюбитель, созерцая ржавые разводы вокруг небольшого скола на капоте. «Неужели за сотню лет существования автомобиля не изобрели материалов посовременнее?!» И в самом деле, неужто нынешней науке не под силу решить эту проблему? К сожалению, не все так просто, поиск альтернативы традиционному стальному листу продолжается уже не одно десятилетие.
Сначала казалось, что революция в мировой автомобильной промышленности наступит с освоением массового производства кузовов из легкого нержавеющего алюминия, который так хорошо оправдал себя при изготовлении ложек и самолетов. Увы, его широкому внедрению помешал серьезные технологические сложности. Да и характеристики деталей были далеки от идеала: сделанные даже из высокопрочных алюминиевых сплавов, они имеют довольно большой вес, но невысокую жесткость и (о, ужас!) подвержены коррозии.
Карбон для народа!
В то же самое время в авиационно-космической индустрии начали широко применять куда более совершенные композитные материалы — известные многим стекло- и углепластики. Да вот беда: для массового производства автомобилей они не годятся, поскольку требуют слишком больших затрат ручного труда. Зато для относительно небольших и мобильных производителей уникальных автокомпонентов сложная технология оказалась весьма кстати. Ведь для подобных изделий характеристики гораздо важнее простоты изготовления!
Впрочем, панели салона и детали кресел из настоящего углепластика (именно его называют карбоном) сегодня уже не новинка — они широко используются в автоспорте. Теперь специалисты решили подготовить целую линейку продуктов и для серийных автомобилей. Что же предлагается? Пожалуй, самые простые детали из новой серии — карбоновые крышки для двигателей чуть ли не всех европейских автомобилей.
Некоторые считают, что карбоновые крышки ставят под капот лишь для красоты, а волокна углеткани, заметные сквозь полупрозрачное связующее, — не более чем красивый символ из мира высоких скоростей. На самом деле эта крышка — один из важнейших элементов шумоизоляции. И углепластик выполняет такую функцию гораздо лучше традиционной пластмассы.
Почему? Немного углубимся в теорию. Как известно, углепластик представляет собой несколько слоев ткани, склеенной эпоксидной или полиэфирной смолой. Если попытаться согнуть лист такого материала, то слои начнут перемещаться относительно друг друга подобно листам в автомобильной рессоре. Возникающее при этом внутреннее трение рассеивает немалое количество энергии деформации, благодаря чему композиты прекрасно поглощают вибрацию.
Карбоновые капоты по конструкции, конечно, сложнее крышек двигателей. Но и здесь способность карбона потощать энергию при деформации и разрушении используется в полной мере. И дело не только в шумах и вибрациях. Если, не дай Бог, случится удар о «несдвигаемое» препятствие, то передняя деформируемая зона кузова, подкрепленная карбоновой деталью, должна сработать эффективнее.
Конечно, применительно к капоту интересны и другие, более практические свойства углепластиков. В спорте их применяют, можно сказать, с одной целью — снижения веса. Оно получается значительным. Такие капоты вполовину легче алюминиевых собратьев, а по сравнению со сталью преимущество достигает 75% при аналогичной или большей прочности!
Еще важнее для капота жесткость: никому не понравится, когда деталь изгибается в руках, как кусок картона, и прилегает к кузову с произвольными зазорами. Да и для того, чтобы успешно противостоять ударам камней и мелким повреждениям, желателен материал пожестче. И по этому параметру карбон едва ли не рекордсмен среди полимерных композитов!
Красота – страшная сила!
Есть и еще одна характеристика, по которой с настоящим карбоном не сможет конкурировать вообще ни один материал — это внешность. Он просто красив. Настолько, что выпускаются даже специальные декоративные пленки, имитирующие его благородную фактуру. Впрочем, эстетика — дело субъективное. Не исключено, что эстетов больше привлекают не капоты, а новые тюнинговые фары и фонари для многих европейских автомобилей. Технарям, пожалуй, будут ближе детали подвески.
Как-то по работе пришлось изучить вопрос о карбоне. С тех пор решила, что была бы у меня возможность, машину свою одела бы в этот материал от бампера до ушей. Во всех отношениях отличный современный композит. И внешне весьма стильно выглядит.
Мне еще нравится то, что карбон является доступным материалом по цене, в отличии от других материалов.
Давно понятно, что за сплавами из пластика этого будущее. Главное добиться, чтобы он был совершенно экологичным и безвредным, запахов не издавал неприятных.
Про Азиатские(Японские) автомобили забыли у них же есть Lexus LFA у которого весь кузов из карбона и они карбон производят ни хуже Европейцев, а может даже и лучше