Итоги прошлого года и перспективы российского автомобильного рынка

В 2013 году мировыми лидерами по объему продаж новых легковых авто стали Китай и США. В прошлом году китайскому рынку удалось стать крупнейшим мировым авторынком. И это неудивительно, ведь основными факторами, поддерживающими устойчивый рост продаж (продано 17,9 млн. экземпляров в 2013 году, сравнительно с 2012 годом +15,7%), выступают мощные стимулирующие государственные меры и стабильный экономический рост во внутренних регионах страны. В свою очередь, улучшающаяся экономическая обстановка, снижение безработицы, изобилие новых моделей на рынке, а также удовлетворение отложенного спроса привели к тому, что сравнительно с 2012 годом объем продаж новых «легковушек» на американском рынке в 2013 году вырос на 7,6% (приобретено 15,56 миллиона экземпляров). Среди других ключевых автомобильных рынков ростом продаж отметилась также Великобритания (2,26 млн. единиц – 10,8%) и Испания (723 тыс. экземпляров – 3,3%).

Что же касается остальных стран БРИК, то за прошлый год продажи новых «легковушек» только упали. На бразильском рынке причиной этому послужили сдерживающие продажи, выросшие процентные ставки, растущие долги населения и высокая инфляция. Спад продаж в Индии, также как и в Бразилии, объясняется высокой инфляцией и процентными ставками, но помимо этого, повлияли и растущие цены на топливо. На снижение потребительского спроса в России отчасти оказала влияние неопределенность в экономике.

Ситуация на российском автомобильном рынке новых легковых автомобилей в 2013 году

После того как на протяжении трех лет на авторынке в России наблюдался двухзначный показатель роста продаж, в прошлом году произошел спад. Сравнительно с 2012 годом, в штучном выражении продажи снизились на 5,5%, а в денежном – на 3%.

Единственным сектором на российском рынке, где наблюдался рост продаж (+6% в штучном выражении и +12% в денежном), стал сектор иномарок отечественного производства. Итоги 2013 года свидетельствуют, что среди всего объема продаж новых «легковушек» в РФ доля продаж иномарок отечественного производства составляет 50%. Подобную динамику можно в большей мере объяснить перераспределением продаж, вызванным сокращением импорта иномарок.

В свою очередь спад продаж автомобилей российских марок (-16% в штучном выражении и -12% в денежном) вызвали модернизация и обновление модельной линейки на АвтоВАЗе. Невзирая на то, что по итогам прошлого года в целом у российского авторынка минусовый результат, начиная с середины 2013 года можно было наблюдать признаки некоторой стабилизации ситуации, которая во многом объяснялась возобновлением программы льготного кредитования. Так если еще в июне снижение продаж составляло -11%, в сентябре -5%, октябре -8%, то уже в ноябре этот показатель насчитывал -4%, а в декабре вырос до +4%.

Удержаться российскому автомобильному рынку на плаву помогает рост продаж кроссоверов, премиальных марок, марок из Кореи и Китая. Параллельно с этим у АвтоВАЗа и сегмента бюджетных авто в целом наблюдается существенный спад продаж. Так, сравнительно с 2012 годом продажи выросли у таких марок как: Renault (реализовано на 20 тыс. экземпляров больше), KIA (продано больше на 10,7 тыс. единиц), Geely (+9,7 тыс. единиц), Mercedes (+6,9 тыс.), Hyundai (+6,8 тыс.), BMW (+4,6 тыс. экземпляров), Great Wall (+5,6 тыс.) и пр.

По сравнению с 2012 годом спадом продаж отличились: Lada (продано на 81,3 тыс. экземпляров меньше), Chevrolet (-30,4 тыс. единиц), Daewoo (-27,4 тыс.), Ford (-21,7 тыс.), Skoda (-11,6 тыс. единиц), VW (-8,5 тыс.), Peugeot (-8,2 тыс. экземпляров), Nissan (-7,3 тыс.) и пр.

Основными факторами, оказавшими негативное воздействие на прошлогоднюю динамику продаж можно назвать нестабильную экономическую обстановку в стране, уменьшение потребительской уверенности и спад спроса в сегменте недорогих авто.

В прошлом году наблюдался неблагоприятный макроэкономический фон: темпы роста экономики снизились, снизился также и курс отечественной валюты по отношению к евро и доллару, бюджетные расходы сократились и многое другое. Все это привело к снижению уверенности потребителя и в свою очередь к снижению уровня потребления. Не содействует росту продаж и снижение количества спецпредложений от дилеров. При этом следует брать во внимание, что в 2012 году существенные скидки привели к перегреву рынка. Сложившаяся в сегменте недорогих авто непростая ситуация отрицательно сказывается на объеме продаж таких марок как Chevrolet, Skoda, VW, АвтоВАЗ и др.

Как будет развиваться рынок новых «легковушек» в РФ в 2014 году

Отрицательный макроэкономический фон и пессимистический настрой потребителей будет сдерживать объем продаж новых «легковушек» в текущем году. Аналитики прогнозируют, что сравнительно с 2013 годом продажи автомобилей отечественного производства сократятся на 6%, импорт новых авто упадет на 12%, а вот объем продаж отечественных иномарок вырастет на 4%. В итоге мы вновь получаем отрицательную (-3%) динамику рынка в целом. Как полагают эксперты, в 2014 году причинами, сдерживающими рост рынка, могут явиться: вероятное повышение цен на автомобили, колебания курса валют, уменьшение госрасходов и инвестиций, а также возможное повышение цен на топливо. Последний фактор вызван увеличением налоговой ставки на добычу полезных ископаемых, общемировым подорожанием нефти и увеличением акцизов на топливо. Спасти ситуацию может выход на авторынок в России новых автомобилей в массовом сегменте.

Тенденции российского рынка подержанных автомобилей

За прошлый год владельцами подержанных автомобилей стало 5,6 млн. человек, что на 4% больше, нежели в 2012 году. При этом количество регистраций подержанных «легковушек» более чем в два раза превышает число регистраций новых легковых машин. Все большей популярностью пользуются программы трейд-ин. В свою очередь именно реклама в Интернете является главным информативным источником для участников российского вторичного рынка.

В российском парке «легковушек» доля иномарок продолжает расти – за последнее пятилетие парк иномарок вырос почти в два раза и составляет более 18 миллионов автомобилей. Постепенно увеличивается и количество авто, возраст которых не превышает пять лет, при этом их доля в общем объеме парка насчитывает 27%, а по иномаркам этот показатель составляет 41%. Все это является прекрасной основой для последующего роста вторичного рынка автомобилей.

Рынок автомобилей с пробегом напрямую зависит от рынка новых авто, ведь продажи новых машин ежегодно все больше расширяют парк подержанных автомобилей. Сравнительно с рынком новых «легковушек», вторичный рынок в целом отличается большей устойчивостью к происходящим в стране различным экономическим ситуациям, а потому демонстрирует стабильный рост продаж. В 2013 году среди всех федеральных округов наиболее крупным региональным рынком автомобилей с пробегом стал Центральный федеральный округ, доля которого от общего числа всех перерегистраций автомобилей в РФ составила 25,4%. Неплохие результаты продемонстрировали также Уральский ФО (18,8%) и Сибирский ФО (16,4%).

Наибольшей популярностью на вторичном рынке крупных городов пользуются иномарки, возраст которых составляет три-пять лет. Так, например, в Москве на вторичном рынке доля подержанных авто в возрасте до пяти лет составляет 50,4%, в Санкт-Петербурге этот показатель насчитывает 44,6%, а в Саратовской области – 33,7%.

Особенности вторичного рынка легковых автомобилей в Москве

За 2013 год в Москве было поставлено на учет приблизительно 299 тыс. экземпляров уже побывавших в использовании автомобилей. При этом в самой столице было реализовано приблизительно 500 тыс. автомобилей с пробегом, из которых около 60% «отправилось» в другие регионы, в том числе почти 19% зарегистрировано в Московской области.

Рынок новых «легковушек» в Москве самый крупный в РФ, благодаря этому в Москве также и наиболее молодой парк (возраст половины покупаемых вторичных автомобилей не превышает пяти лет). Больше 87% поставленных на учет в столице подержанных автомобилей – иномарки. В свою очередь доля официальных дилеров на рынке составляет 27% и этот показатель стабильно растет. На московском рынке б/у автомобилей в 2013 году лидерами стали авто ВАЗ (Lada), но это ненадолго, ведь их доля стремительно уменьшается и насчитывает приблизительно 10%. При этом самой популярной иномаркой стала модель Ford Focus. В десятку самых востребованных иномарок также вошли автомобили премиум-класса: Mercedes-E-Class, две модели марки BMW (Series 5 и X5) и пр.

Плюсы и минусы различных вариантов приобретения подержанных автомобилей

Покупка «из рук в руки»

Данный способ приобретения обладает такими преимуществами как самая привлекательная оценка автомобиля, также покупатель может лично встретиться с реальным владельцем и расспросить обо всех интересующих его нюансах.

Но есть у этого варианта и свои недостатки. Так у покупателя нет каких-либо гарантий, что автомобиль действительно технически исправен и все в порядке с юридической стороны. Также на вторичные авто довольно ограничены возможности по кредитованию (предлагается только потребительский кредит). На поиск желаемого автомобиля, его последующий осмотр и диагностику тратится очень много времени и при этом вероятность, что покупатель попадется на уловки мошенников, достаточно велика.

Приобретение б/у автомобиля у официальных дилеров

Покупая авто у официальных дилеров, покупатель может быть уверен в том, что у его «покупки» все документы в порядке, ведь официальные дилеры осуществляют проверку юридической чистоты автомобиля, а также его предпродажную подготовку. Помимо этого, у официальных дилеров действуют различные специальные программы по контролю качества подержанных автомобилей и дополнительные гарантии. Также при таком варианте покупки доступно большое количество кредитных программ и распространяются самые привлекательные кредитные условия. Условия для сделки довольно комфортные, а временные затраты – минимальные.

К минусам приобретения подержанного авто у официальных дилеров можно отнести «худшую» оценку автомобиля, нежели при покупке «из рук в руки» (приблизительно на 5-10%). Также у официальных дилеров довольно ограниченный ассортимент б/у автомобилей.

Покупка у компаний, специализирующихся на реализации автомобилей с пробегом

Как правило, у таких компаний самый широкий ассортимент подержанных автомобилей под одной крышей, а персонал «знаком» с автомобилями разных марок. Подход к оценке преимущественно экспертный.

Недостатками можно назвать менее предсказуемую оценку автомобиля, которая может быть как близкой к рынку, так и значительно «хуже». Также работающий в таких компаниях персонал нередко проходит менее строгий отбор, а потому велика вероятность проявления с их стороны недобросовестных действий.

За предоставленную информацию наш портал благодарит представителя компании Pricewaterhouse Coopers, старшего менеджера практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергея Литвиненко.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru


При использовании данного материала,
ссылка на https://bycars.ru/ обязательна.
Опубликовано 30.01.14.
Эту страницу просмотрели 15679 раз
Каким вы видите будущее отечественного автопрома?
31 января 2014 в 16:12
общается ещё в 25 темах

Соглашусь с теми авторами комментариев, кто говорит про господдержку. Без субсидирования кредитов и стоимости автомобилей мы будем видеть постоянные спады объемов продаж, потому что экономика сейчас прочно зарывается в рецессию. Господдержка в данном вопросе, кроме роста продаж автомобилей даст и определенный рост в экономике. 

1 февраля 2014 в 12:17

Я согласна с авторами. Кроме как прироста в экономике. И для простых людей очень выгодно. Мы сами использовали гос.субсидирование. 

1 февраля 2014 в 12:29
общается ещё в 21 теме

     Производство автомобилей, в нашей стране, получает всё большую зависимость от зарубежных компаний, использующих её, как место, где можно найти дешёвую рабочую силу и избавиться от требований и проблем экологии. 

1 февраля 2014 в 18:46

Соглашусь с Олей по вопросу сокращения импорта автомобилей. Чтобы вывести на новый уровень отечественный автопром, нужно сначала остановить, или хотя бы ограничить поток с внешнего рынка. А для этого, прежде всего, нужно увеличить налог на ввозимые авто и весь доход от этого направить на развития отечественного автопрома. Вот тогда и будет нам счастье.

3 февраля 2014 в 11:45
общается ещё в 8 темах

Везде виден очевидный прогресс Китая, теперь и в области автопроизводства. Раньше лидировали США и Япония.

3 февраля 2014 в 14:30
общается ещё в 43 темах

Как качались всю жизнь на качелях так и будем: вчера хорошо, сегодня плохо, завтра лучше, послезавтра опять хорошо. А если серьёзно в отечественный автопром веры нет, но жить он будет. Так как в нашей стране перевес в пользу бедных, которым за радость купить дешёвую иномарку отечественного производства или ТАЗ (Тольяттинский Автомобильный Завод).  Как говорится есть спрос, будут и предложения.

4 февраля 2014 в 12:05
ездит на Mazda и общается ещё в 2 темах

Людмила, Нам всем не будет счастья, покуда Автоваз относится к выпускаемым им моделям, как к тупо, "поджопникам" для Нас, его единственных потребителей. Вы, простите , внутри Гранты или Ларгуса сидели? Боюсь, более приоритетны иномарки 5-6 летней давности, нежели только что сошедшие с конвейера консервные банки.

4 февраля 2014 в 12:15

Неудивительно что произошел спад на покупку новых авто в России, ведь кроме кризиса, сейчас авто на улицах больших городов явный переизбыток. Даже если экономическая ситуация измениться к лучшему, все равно будет или спад или маленький рост, по любому такими темпами как раньше расти не будем. Плюс у нас в отличие от запада старые авто эксплуатируют до конца, пока в прямом смысле рассыпаться не начнет))

14 февраля 2014 в 12:04
ездит на Mazda
(отзыв) и общается ещё в 107 темах

Вернули бы программу по утилизации, может быть и рост какой-то пошел по продаже отечественных моделей автомобилей.

18 февраля 2014 в 18:24
ездит на Kia
(отзыв) и общается ещё в 63 темах

 Я не удивлена тем, что Китай занял лидирующую позицию по выпуску легковых автомобилей. Жители этой страны довольно трудолюбивый народ, который сделает все возможное, чтобы их государство стало первым во многих сферах.

Написать комментарий


Статьи по этой теме

Российский автомобильный рынок демонстрирует рекордные падения уровня продаж, которые увеличиваются ежемесячно


13 ноября 2015 / Комментарии 3

По мнению экспертов аналитического агентства, прогнозы на будущий год неутешительные, особенно для некоторых дилерских центров


12 ноября 2015 / Комментарии 3

Московский автосалон-2014 из-за высокой арендной платы может не состояться


11 июня 2013 / Комментарии 0
Ещё статей, пожалуйста
Подобрать автомобиль
выбрать

от руб.

до руб.

до км
Найти