В 2013 году мировыми лидерами по объему продаж новых легковых авто стали Китай и США. В прошлом году китайскому рынку удалось стать крупнейшим мировым авторынком. И это неудивительно, ведь основными факторами, поддерживающими устойчивый рост продаж (продано 17,9 млн. экземпляров в 2013 году, сравнительно с 2012 годом +15,7%), выступают мощные стимулирующие государственные меры и стабильный экономический рост во внутренних регионах страны. В свою очередь, улучшающаяся экономическая обстановка, снижение безработицы, изобилие новых моделей на рынке, а также удовлетворение отложенного спроса привели к тому, что сравнительно с 2012 годом объем продаж новых «легковушек» на американском рынке в 2013 году вырос на 7,6% (приобретено 15,56 миллиона экземпляров). Среди других ключевых автомобильных рынков ростом продаж отметилась также Великобритания (2,26 млн. единиц – 10,8%) и Испания (723 тыс. экземпляров – 3,3%).
Что же касается остальных стран БРИК, то за прошлый год продажи новых «легковушек» только упали. На бразильском рынке причиной этому послужили сдерживающие продажи, выросшие процентные ставки, растущие долги населения и высокая инфляция. Спад продаж в Индии, также как и в Бразилии, объясняется высокой инфляцией и процентными ставками, но помимо этого, повлияли и растущие цены на топливо. На снижение потребительского спроса в России отчасти оказала влияние неопределенность в экономике.
Ситуация на российском автомобильном рынке новых легковых автомобилей в 2013 году
После того как на протяжении трех лет на авторынке в России наблюдался двухзначный показатель роста продаж, в прошлом году произошел спад. Сравнительно с 2012 годом, в штучном выражении продажи снизились на 5,5%, а в денежном – на 3%.
Единственным сектором на российском рынке, где наблюдался рост продаж (+6% в штучном выражении и +12% в денежном), стал сектор иномарок отечественного производства. Итоги 2013 года свидетельствуют, что среди всего объема продаж новых «легковушек» в РФ доля продаж иномарок отечественного производства составляет 50%. Подобную динамику можно в большей мере объяснить перераспределением продаж, вызванным сокращением импорта иномарок.
В свою очередь спад продаж автомобилей российских марок (-16% в штучном выражении и -12% в денежном) вызвали модернизация и обновление модельной линейки на АвтоВАЗе. Невзирая на то, что по итогам прошлого года в целом у российского авторынка минусовый результат, начиная с середины 2013 года можно было наблюдать признаки некоторой стабилизации ситуации, которая во многом объяснялась возобновлением программы льготного кредитования. Так если еще в июне снижение продаж составляло -11%, в сентябре -5%, октябре -8%, то уже в ноябре этот показатель насчитывал -4%, а в декабре вырос до +4%.
Удержаться российскому автомобильному рынку на плаву помогает рост продаж кроссоверов, премиальных марок, марок из Кореи и Китая. Параллельно с этим у АвтоВАЗа и сегмента бюджетных авто в целом наблюдается существенный спад продаж. Так, сравнительно с 2012 годом продажи выросли у таких марок как: Renault (реализовано на 20 тыс. экземпляров больше), KIA (продано больше на 10,7 тыс. единиц), Geely (+9,7 тыс. единиц), Mercedes (+6,9 тыс.), Hyundai (+6,8 тыс.), BMW (+4,6 тыс. экземпляров), Great Wall (+5,6 тыс.) и пр.
По сравнению с 2012 годом спадом продаж отличились: Lada (продано на 81,3 тыс. экземпляров меньше), Chevrolet (-30,4 тыс. единиц), Daewoo (-27,4 тыс.), Ford (-21,7 тыс.), Skoda (-11,6 тыс. единиц), VW (-8,5 тыс.), Peugeot (-8,2 тыс. экземпляров), Nissan (-7,3 тыс.) и пр.
Основными факторами, оказавшими негативное воздействие на прошлогоднюю динамику продаж можно назвать нестабильную экономическую обстановку в стране, уменьшение потребительской уверенности и спад спроса в сегменте недорогих авто.
В прошлом году наблюдался неблагоприятный макроэкономический фон: темпы роста экономики снизились, снизился также и курс отечественной валюты по отношению к евро и доллару, бюджетные расходы сократились и многое другое. Все это привело к снижению уверенности потребителя и в свою очередь к снижению уровня потребления. Не содействует росту продаж и снижение количества спецпредложений от дилеров. При этом следует брать во внимание, что в 2012 году существенные скидки привели к перегреву рынка. Сложившаяся в сегменте недорогих авто непростая ситуация отрицательно сказывается на объеме продаж таких марок как Chevrolet, Skoda, VW, АвтоВАЗ и др.
Как будет развиваться рынок новых «легковушек» в РФ в 2014 году
Отрицательный макроэкономический фон и пессимистический настрой потребителей будет сдерживать объем продаж новых «легковушек» в текущем году. Аналитики прогнозируют, что сравнительно с 2013 годом продажи автомобилей отечественного производства сократятся на 6%, импорт новых авто упадет на 12%, а вот объем продаж отечественных иномарок вырастет на 4%. В итоге мы вновь получаем отрицательную (-3%) динамику рынка в целом. Как полагают эксперты, в 2014 году причинами, сдерживающими рост рынка, могут явиться: вероятное повышение цен на автомобили, колебания курса валют, уменьшение госрасходов и инвестиций, а также возможное повышение цен на топливо. Последний фактор вызван увеличением налоговой ставки на добычу полезных ископаемых, общемировым подорожанием нефти и увеличением акцизов на топливо. Спасти ситуацию может выход на авторынок в России новых автомобилей в массовом сегменте.
Тенденции российского рынка подержанных автомобилей
За прошлый год владельцами подержанных автомобилей стало 5,6 млн. человек, что на 4% больше, нежели в 2012 году. При этом количество регистраций подержанных «легковушек» более чем в два раза превышает число регистраций новых легковых машин. Все большей популярностью пользуются программы трейд-ин. В свою очередь именно реклама в Интернете является главным информативным источником для участников российского вторичного рынка.
В российском парке «легковушек» доля иномарок продолжает расти – за последнее пятилетие парк иномарок вырос почти в два раза и составляет более 18 миллионов автомобилей. Постепенно увеличивается и количество авто, возраст которых не превышает пять лет, при этом их доля в общем объеме парка насчитывает 27%, а по иномаркам этот показатель составляет 41%. Все это является прекрасной основой для последующего роста вторичного рынка автомобилей.
Рынок автомобилей с пробегом напрямую зависит от рынка новых авто, ведь продажи новых машин ежегодно все больше расширяют парк подержанных автомобилей. Сравнительно с рынком новых «легковушек», вторичный рынок в целом отличается большей устойчивостью к происходящим в стране различным экономическим ситуациям, а потому демонстрирует стабильный рост продаж. В 2013 году среди всех федеральных округов наиболее крупным региональным рынком автомобилей с пробегом стал Центральный федеральный округ, доля которого от общего числа всех перерегистраций автомобилей в РФ составила 25,4%. Неплохие результаты продемонстрировали также Уральский ФО (18,8%) и Сибирский ФО (16,4%).
Наибольшей популярностью на вторичном рынке крупных городов пользуются иномарки, возраст которых составляет три-пять лет. Так, например, в Москве на вторичном рынке доля подержанных авто в возрасте до пяти лет составляет 50,4%, в Санкт-Петербурге этот показатель насчитывает 44,6%, а в Саратовской области – 33,7%.
Особенности вторичного рынка легковых автомобилей в Москве
За 2013 год в Москве было поставлено на учет приблизительно 299 тыс. экземпляров уже побывавших в использовании автомобилей. При этом в самой столице было реализовано приблизительно 500 тыс. автомобилей с пробегом, из которых около 60% «отправилось» в другие регионы, в том числе почти 19% зарегистрировано в Московской области.
Рынок новых «легковушек» в Москве самый крупный в РФ, благодаря этому в Москве также и наиболее молодой парк (возраст половины покупаемых вторичных автомобилей не превышает пяти лет). Больше 87% поставленных на учет в столице подержанных автомобилей – иномарки. В свою очередь доля официальных дилеров на рынке составляет 27% и этот показатель стабильно растет. На московском рынке б/у автомобилей в 2013 году лидерами стали авто ВАЗ (Lada), но это ненадолго, ведь их доля стремительно уменьшается и насчитывает приблизительно 10%. При этом самой популярной иномаркой стала модель Ford Focus. В десятку самых востребованных иномарок также вошли автомобили премиум-класса: Mercedes-E-Class, две модели марки BMW (Series 5 и X5) и пр.
Плюсы и минусы различных вариантов приобретения подержанных автомобилей
Покупка «из рук в руки»
Данный способ приобретения обладает такими преимуществами как самая привлекательная оценка автомобиля, также покупатель может лично встретиться с реальным владельцем и расспросить обо всех интересующих его нюансах.
Но есть у этого варианта и свои недостатки. Так у покупателя нет каких-либо гарантий, что автомобиль действительно технически исправен и все в порядке с юридической стороны. Также на вторичные авто довольно ограничены возможности по кредитованию (предлагается только потребительский кредит). На поиск желаемого автомобиля, его последующий осмотр и диагностику тратится очень много времени и при этом вероятность, что покупатель попадется на уловки мошенников, достаточно велика.
Приобретение б/у автомобиля у официальных дилеров
Покупая авто у официальных дилеров, покупатель может быть уверен в том, что у его «покупки» все документы в порядке, ведь официальные дилеры осуществляют проверку юридической чистоты автомобиля, а также его предпродажную подготовку. Помимо этого, у официальных дилеров действуют различные специальные программы по контролю качества подержанных автомобилей и дополнительные гарантии. Также при таком варианте покупки доступно большое количество кредитных программ и распространяются самые привлекательные кредитные условия. Условия для сделки довольно комфортные, а временные затраты – минимальные.
К минусам приобретения подержанного авто у официальных дилеров можно отнести «худшую» оценку автомобиля, нежели при покупке «из рук в руки» (приблизительно на 5-10%). Также у официальных дилеров довольно ограниченный ассортимент б/у автомобилей.
Покупка у компаний, специализирующихся на реализации автомобилей с пробегом
Как правило, у таких компаний самый широкий ассортимент подержанных автомобилей под одной крышей, а персонал «знаком» с автомобилями разных марок. Подход к оценке преимущественно экспертный.
Недостатками можно назвать менее предсказуемую оценку автомобиля, которая может быть как близкой к рынку, так и значительно «хуже». Также работающий в таких компаниях персонал нередко проходит менее строгий отбор, а потому велика вероятность проявления с их стороны недобросовестных действий.
За предоставленную информацию наш портал благодарит представителя компании Pricewaterhouse Coopers, старшего менеджера практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергея Литвиненко.
Соглашусь с теми авторами комментариев, кто говорит про господдержку. Без субсидирования кредитов и стоимости автомобилей мы будем видеть постоянные спады объемов продаж, потому что экономика сейчас прочно зарывается в рецессию. Господдержка в данном вопросе, кроме роста продаж автомобилей даст и определенный рост в экономике.
Я согласна с авторами. Кроме как прироста в экономике. И для простых людей очень выгодно. Мы сами использовали гос.субсидирование.
Производство автомобилей, в нашей стране, получает всё большую зависимость от зарубежных компаний, использующих её, как место, где можно найти дешёвую рабочую силу и избавиться от требований и проблем экологии.
Соглашусь с Олей по вопросу сокращения импорта автомобилей. Чтобы вывести на новый уровень отечественный автопром, нужно сначала остановить, или хотя бы ограничить поток с внешнего рынка. А для этого, прежде всего, нужно увеличить налог на ввозимые авто и весь доход от этого направить на развития отечественного автопрома. Вот тогда и будет нам счастье.
Везде виден очевидный прогресс Китая, теперь и в области автопроизводства. Раньше лидировали США и Япония.
Как качались всю жизнь на качелях так и будем: вчера хорошо, сегодня плохо, завтра лучше, послезавтра опять хорошо. А если серьёзно в отечественный автопром веры нет, но жить он будет. Так как в нашей стране перевес в пользу бедных, которым за радость купить дешёвую иномарку отечественного производства или ТАЗ (Тольяттинский Автомобильный Завод). Как говорится есть спрос, будут и предложения.
Людмила, Нам всем не будет счастья, покуда Автоваз относится к выпускаемым им моделям, как к тупо, "поджопникам" для Нас, его единственных потребителей. Вы, простите , внутри Гранты или Ларгуса сидели? Боюсь, более приоритетны иномарки 5-6 летней давности, нежели только что сошедшие с конвейера консервные банки.
Неудивительно что произошел спад на покупку новых авто в России, ведь кроме кризиса, сейчас авто на улицах больших городов явный переизбыток. Даже если экономическая ситуация измениться к лучшему, все равно будет или спад или маленький рост, по любому такими темпами как раньше расти не будем. Плюс у нас в отличие от запада старые авто эксплуатируют до конца, пока в прямом смысле рассыпаться не начнет))
Вернули бы программу по утилизации, может быть и рост какой-то пошел по продаже отечественных моделей автомобилей.
Я не удивлена тем, что Китай занял лидирующую позицию по выпуску легковых автомобилей. Жители этой страны довольно трудолюбивый народ, который сделает все возможное, чтобы их государство стало первым во многих сферах.