Язык жестов, световых и звуковых указателей
Посигналим? Каждому участнику дорожного движения хочется знать, что собирается делать его сосед, следующий рядом или впереди.
На заре автомобилестроения водители кричали, предупреждая о своих маневрах. Но язык жестов оказался проще. Так, водитель, собиравшийся повернуть направо (при "правом" руле), выбрасывал за борт правую вытянутую руку. Налево — сгибал ее в локте и поднимал кисть вертикально. Однако для закрытого кузова это не подходило. Тогда по сторонам ветрового стекла стали размещать специальные фонарики со стрелками. Позже, в 20-30-е годы, появились указатели поворотов семафорного типа.
Да будет свет на автомобилях
После Второй мировой войны в обиход вошли световые указатели поворотов. Их стали устанавливать как спереди автомобиля, так и сзади — попарно с каждой стороны. Однако полиция некоторых стран сочла эту систему недостаточной, и на боковинах передних крыльев тоже замигали фонарики — повторители указателей поворотов.
С ростом скоростей стала важна информация и о том, когда водитель передней машины начинает тормозить. Поначалу в странах с правосторонним движением стоп-сигнал располагали на левом заднем крыле, над номерным знаком. Его часто выполняли в виде фонаря, в верхней части которого было красное стекло для стоп-сигнала, а в нижней — прозрачное для лампы освещения номерного знака. Так впервые обозначилась тенденция комбинирования задних огней, которую мы можем наблюдать сегодня у большинства легковых машин.
Сила звука и жестов
Медный гудок с резиновой "грушей" поначалу исполнял свою роль идеально. Он крякал, как утка, а если в него был встроен специальный пищик, выдавал даже нечто оригинальное.
В начале XX века на многих машинах появились два и даже три рожка. Помните, У Козлевича из "Золотого Теленка" сигнал играл несколько тактов популярного тогда танца "Матчиш"? Однако уже в начале 20-х годах американская фирма "Claxon" представила миру свое изобретение — звуковой сигнал в виде раструба с мембраной.
На задней стенке мембраны был сделан зубчик, с которым входила в зацепление зубчатая рейка или колесико. Перемещением рычажка их поначалу приводил в движение водитель, а затем — электромотор. "Клаксон" издавал хриплый завывающий звук, который хорошо помнят старожилы: так гудели Ford Т и интуристовские Lincoln начала 30-х. Со временем конструкторы склонились в пользу электрических вибрационных "гудков". Мембрану в них заставлял вибрировать соленоид. А подбирая мембрану и приводящий механизм, можно было получать любой звук.
На правительственных ЗИСах после войны стояли электровибрационные сигналы, получившие прозвище "кукушка". Они издавали громкий и необычный звук "ко-кокк", заслышав который, "простые" автомобили почтительно расступались.
Высокое давление
На обоих авто Delaunay-Belleville российского императора стоял пневматический сигнал — в этих машинах использовался пневматический стартер, и грех было не подкинуть сжатому воздуху дополнительной работы. Звук получался мощным и длительным в зависимости от того, как долго водитель держал открытым пневмокран.
Такие сигналы применяются и сейчас на магистральных грузовиках и междугородных автобусах, снабженных пневмоприводом тормозов.
В 60-х годах среди автолюбителей вспыхнула мода на "гудки", умеющие напевать популярные мелодии. Эти устройства напоминали кларнет с миниатюрным компрессором. Стоили они дорого, особенно славились сигналы "Maserati".
Сегодня автомобильных сигнальных устройств — изобилие. Но мы продолжаем кричать и жестикулировать за рулем: у виска пальцем покрутим, сделаем обидчику "страшные глаза"... То, с чего начиналась эпоха автомобилизма, живо и поныне…
Очень интересно было почитать о том, как возникли на автомобилях световые приборы и звуковой сигнал, и историю их развития. Кстати, мне вот нравятся какие-то нестандартные звуковые сигналы на современных авто, но они редко встречаются.
Знаете, а мне сразу вспомнился сериал "Бригада", с темой из "Крёстного отца" вместо звукового сигнала у Космоса в машине. Вы что-то подобное имели ввиду?:)
Спасибо за познавательную статью. Всегда интересно узнать что было когда то. Пожалуйста сделайте такую рубрику постоянной, кто за комментируйте.
Даже не могла подумать, что история таких простых и обыденных вещей такая интересная.
Сейчас как-то сложно поверить в то, что когда-то у автомобилей не было фар и клаксона... Как, кстати, и дворника.
Очень много для себя нового узнал про автомобильную сигналку. Мне нравится узнавать что-то новое про историю, а особенно про историю автомобилей. Особенно понравилось читать про силу жестов и звуков! Советую всем прочитать, так как вы точно извлечете для себя что-нибудь новое!!!
А я как-то читал, что идея появления сигналов пришла в голову кому-то из инженеров Форда, когда тот узнал, что в одном из городов Филадельфии, в котором было всего два автомобиля этой марки, они оба одновременно превратились в груду металлолома... врезавшись друг в друга.
Оказывается у клаксона такая богатая история, тяжело и представить как проходила его "эволюция", каждый разработчик его усовершенствовал. Говорят мода возвращается, думаю скоро как и в 60-х наступит мода на гудки которые напевают мелодии, будет весьма весело на дороге.
Много интересного узнал из этой статьи, даже не задумывался какая история у наших сигналов, а вот сигнал "Maserati" по сей день в моде, во дворе есть машина волга ГАЗ 21 , так на ней как раз стоит такой.