Разработчики ПО из Cognitive Technologies для автопилотируемого КАМАЗа сейчас заняты проработкой базовых принципов поведения (своего рода моральных критериев) для системы автономного управления, которые позволят беспилотному грузовику в случае риска аварии действовать по наиболее оптимальному сценарию, несущему «наименьшее зло».
Одной из самых главных проблем стоящих перед специалистами Cognitive Technologies являются действия автопилота в критических ситуациях, когда ДТП также как травм и/или смерти участников дорожной ситуации ни при каких обстоятельствах не избежать.
Граждане сами определят, как беспилотникам следует поступать в критических ситуациях
Для более качественной проработки вариантов поведения программисты решили воспользоваться помощью граждан, проведя открытое анкетирование. Опубликованный на официальном сайте компании специальный опросник содержит шестнадцать различных аварийно-опасных ситуаций с участием беспилотного автомобиля, других транспортных средств, пешеходов и даже перебегающей дорогу собаки. Любой желающий до конца следующего месяца может выбрать самый правильный по собственному мнению вариант. Специалисты Cognitive Technologies проанализируют ответы, разделив их на молодежную, среднюю и старшую группы, а также учтут отличия в результатах женщин и мужчин. Результаты теста компания использует для создания «поведенческого кодекса», которым система автономного управления будет руководствоваться, вынужденно жертвуя тем или иным участником движения в случае неизбежной аварии. Разработчики подчеркивают, что автопилот не человек и, не обращая на другие факторы, будет действовать именно по тому сценарию, на который он запрограммирован, а потому ко всем предложенным вариантам в опроснике следует подойти с максимальной серьезностью.
Помимо этого, исследование поможет в подготовке поправок в законы, необходимых для допуска автопилотируемых КАМАЗов на дороги общего пользования.
Напомним, разработка грузовиков-беспилотников в России началась в начале этого года. Первый экземпляр самоуправляемого КАМАЗа увидит свет в 2019 году. Еще некоторое время займет процесс внесения соответствующих поправок в законодательство. Ожидается, что подобные грузовики будут колесить по дорогам страны уже через 9-11 лет.
Сложно что-то говорить по поводу подобных автомобилей. Пока они не наберут какой-то статистики по ДТП и поведению в аварийных ситуациях, отношение будет непонятное.