Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Центробанк предложение внести корректировки в действующую систему коэффициентов, влияющих на окончательную цену ОСАГО для владельцев авто. Предлагается заменить существующую 2-ступенчатую градацию по возрасту на 6-ступенчатую, а вместо имеющихся двух диапазонов стажа сделать 6 категорий. Эксперты выразили сомнения в целесообразности данного новшества и назвали его несправедливым.
Действующая система выглядит таким образом:
Сейчас базовая ставка полиса для физ. лиц равняется 1,98 тыс. руб. При покупке ОСАГО эта цифра умножается на коэффициент, на размер которого в числе прочего влияет стаж и возраст автомобилиста.
Разработанная РСА новая тарифная сетка была направлена на рассмотрение в Центробанк для принятия по ее дальнейшей судьбе окончательного решения. Нынешнюю систему расчетов российское Правительство утвердило еще 10 лет назад. В союзе автостраховщиков аргументируют свое решение тем, что согласно статистическим данным, полученным за последние одиннадцать лет, в действующей тарифной сетке аварийность в части возрастных категорий была очень недооценена. В итоге старшие и опытные автомобилисты субсидируют менее опытную молодежь из своей категории, платя больше за ОСАГО.
Предлагаемая РСА система расчетов:
Для «автогражданки» без ограничений на число водителей одного авто РСА предлагает использовать наибольший из всех разработанных коэффициент 2,52. По предположениям страховщиков процент подобных полисов в общем количестве заключенных договоров составляет приблизительно 20%. Еще 20% занимают автомобилисты, возраст которых превышает 45 лет, а водительский опыт перевалил за 7 лет. Самой меньшей является доля неопытных водителей, получивших права менее года назад. Она составляет 3%.
Если основываться на нынешней шкале, то на группу водителей возрастом больше 22 лет и стажем больше 3 лет приходится 70% от всех договоров по ОСАГО. Понятно, что данное распределение не пришлось по нраву страховым компаниям, ведь получается, что наибольшая группа автовладельцев платит по наименьшей из всех действующих ставок.
Что думают эксперты относительно предлагаемой РСА системы расчетов
В первую очередь у автомобильного сообщества вызывают недоверие представленные РСА статистические данные, ведь страховщики владеют этими сведениями монопольно и могут их с легкостью сфальсифицировать для собственной выгоды. А потому доверять этим отчетам и соответственно принимать на их основе решения - дело сомнительное.
Но не только на одном недоверии к РСА базируется возмущение экспертов. Вызывает нарекание сам подход, при котором главным преимуществом автомобилистов при расчете стоимости полиса становится больший возраст, а молодежь вынуждена платить больше всех. Например, для 75-летнего дедушки, получившего водительское удостоверение сорок лет назад, и использующего свой автомобиль только чтобы смотаться на дачу 2 раза в год коэффициент будет составлять 0,77. А ведь есть молодые автомобилисты, которые за пару лет намотали больше км, нежели этот дедуля за всю жизнь. И кто в такой ситуации обладает большим опытом? Но при этом на самых младших водителей распространяется коэффициент больше 2. Так о какой корректности разработанной РСА методики можно говорить?
Вызывают волнения в автомобильном сообществе и суммы. В нынешнее время коэффициент не поднимается выше 1,8, но если инициатива РСА будет утверждена, то в будущем эта планка будет взята в 10-ти из 23-х случаев. При этом страховщики разрабатывали свое предложение без учета намерений Центробанка повысить ставку базового тарифа приблизительно на 24%.
Центробанк не представил документ с точными цифрами, что вызывает нарастание нервозности на рынке. Первая волна повышения ОСАГО состоится в октябре, когда начнут действовать новые лимиты «автогражданки» по имуществу, а второй волны следует ожидать в апреле со вступлением в законную силу лимитов по нанесению вреда жизни и здоровью.
Получается, что водителям первоначально обещали, что за полис они будут платить всего на 1 тыс. больше, но при этом ответственность страховых компаний возрастет до 400 тыс. А теперь РСА своим документом все это нивелирует – вместо обещанных 30% цена ОСАГО увеличится вдвое. Подобная финансовая нагрузка может возыметь обратный эффект, нежели ожидают страховщики – люди просто начнут отказываться от машин, что вызовет дисбаланс системы.
Из-за коэффициента 2,52 цена полиса будет заоблачной: для начинающих водителей с мощными автомобилями и наличием хотя бы одного ДТП в послужном списке будет распространяться ставка в размере около 20 тыс. руб. Такую сумму захочет выложить далеко не каждый. Это может привести к тому, что автовладельцы будут приобретать поддельные полисы.
Предлагаемое РСА изменение коэффициентов может вызвать уменьшение числа кредитов. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что действующие расчеты ОСАГО все же нуждаются в реформе, но не такой. Лучше было бы, если «автогражданка» привязывалась не к машине, а к водителю. В таком случае ОСАГО не зависел бы от ТС, тогда был бы смысл в больших коэффициентах для молодых автомобилистов.
Вполне по-моему справедливо, ведь молодые мажоры на крутых тачках и есть основные нарушители ПДД приводящие в результате к авариям. Если нашли деньги на покупку суперкаров то и на ОСАГО как нибудь найдут.
Допустим, мажоры найдут, но не вся молодежь - мажоры. Почему к возрастным водителям такие правила не применить, ведь с возрастом начинаются проблемы с реакцией на дороге.
Это совсем не факт. Многие водители и после 30 и после 40 лет представляют опасность для себя и для окружающих.
Сейчас , и так иметь автомобиль не дешево, если страховщики увеличат стоимость своих услуг, тогда дешевле будет ездить на такси.
Ну, на такси не так уж и дешево, а вот про метро многие подумают. С одной стороны вроде бы правильно - начинающие водители неопытные и входят в категорию риска, но причем здесь возраст. Нужно учитывать только стаж за рулем.
Страховщики четко знают где можно заработать и своего не упустят. А что касается моего отношения, то если бы я была 70-летним дедушкой, то восприняла бы это на "ура", а так особого энтузиазма эта новость не вызывает.
Вот именно, по отношению к дедушкам, выезжающих два раза в год, ставка вполне справедлива. Но и к водителям-новичкам страховые компании могли бы быть более лояльными. Хотя бы к тем, кто провел на дорогах первый год без аварий и штрафов за превышение скорости.
Не вся молодежь на дорогих авто разъезжает. Кто то машину с трудом купил, а тут еще и страховка подорожает. Видимо хотят, чтобы мы пешком ходили.
Хитрая инициатива: молодым машина всегда нужнее - они никуда не денутся, заплатят. А дедушки на свои дачи и в автобусе съездят. Может, вообще, страховой полис не делать, а в случае чего, заплатить штраф - не выйдет ли дешевле?
Сколько можно обдирать мирное население ? ! С такими -то тарифами скоро все на велосипеды пересядут.
Считаю, что это не совсем справедливое нововведение. Не думаю, что есть такая строгая зависимость от возраста водителя.
При подобном повышении процента на ОСАГО, вноситься не только коррупционная схема, но и пропадает просто по логике, брать подобную услугу от государства.
Конечно, страховщики хотят подзаработать. Но как тогда быть всем водителям, когда и так бензин все время дорожает?
Добрый день. Это рано или поздно должно было произойти, так как компания хочет увеличить процент прибыли за счёт граждан. Уверен, что это нововведение наложит негативный осадок на водителей автомобилей, притом ещё и учитываю постоянное повышение тарифов на бензин. Спасибо.