В последние годы все чаще отмечаются ДТП, причиной которых стала потеря управления и выезд на встречную полосу одного из транспортных средств – участников аварии. Это может произойти как в результате чрезмерной усталости водителя, так и по причине неправильной оценки расстояния, необходимого для благополучного завершения обгона. Что делать в ситуациях, когда на вашей полосе движения появляется транспортное средство? Как предотвратить лобовое столкновение?
Обгон
Согласно информации, предоставляемой службой ГИБДД, подавляющее количество лобовых столкновений на трассе возникает как результат излишней уверенности одного из водителей в возможности быстро обогнать медленно движущееся впереди транспортное средство. При этом водитель неправильно оценивает скорость движущегося по встречной полосе автомобиля, скорость попутного транспорта, оптические эффекты, возникающие в условиях недостаточной видимости (туман), дорожные условия. Все это приводит к страшным последствиям. Однако избежать аварии можно, если действия человека, сидящего за рулем второго автомобиля, окажутся достаточно грамотными.
Заметив движущийся навстречу автомобиль, необходимо максимально быстро оценить его скорость и возможность благополучного завершения обгона. В случае, когда возникают сомнения, рекомендуется снизить скорость, тем самым увеличивая расстояние, имеющееся у встречного авто для завершения маневра. Подобные действия, при всей простоте, часто помогают избежать аварии.
Помимо этого, не будет лишним и световое оповещение водителя автомобиля, выехавшего на обгон, о наличии на его встречной полосе других транспортных средств. Нередко, особенно в сумерках, авто визуально сливается с асфальтом, становясь практически невидимым. Необходимо на несколько секунд включить дальний свет, который сложно будет не заметить.
В случаях, когда расстояние до встречного автомобиля уже критически мало, и торможение не способно обеспечить необходимую дистанцию, оптимальным решением является съезд на обочину дороги. При этом важно учитывать тот факт, что водитель нарушающего автомобиля, заметив встречный транспорт, может повторить его маневр. Тогда столкновение произойдет уже на обочине. Во избежание подобного развития событий, несмотря на критический недостаток времени, необходимо включить сигнал правого поворота. Таким способом удастся скоординировать свои действия с действиями встречного автомобиля. Если же сигнал поворота включает нарушитель, съезжать на обочину не следует. В данном случае достаточно будет продолжать торможение, максимально снижая скорость.
Сон водителя встречного автомобиля
Несколько иная ситуация возникает в случаях, когда водитель встречного автомобиля засыпает вследствие переутомления. Такое нередко происходит с водителями тяжелых грузовиков – фур. Понять, что водитель спит, можно по динамике разгона авто на встречной полосе, а также по его траектории движения. Транспортное средство при этом не стремится быстро покинуть «встречку», может двигаться неровно, вилять по дороге.
При подобном развитии событий специалисты рекомендуют попытаться разбудить водителя, подавая звуковые и световые сигналы. Однако это не должно продолжаться долго. Если авто продолжает двигаться по встречной полосе, необходимо максимально быстро выехать на обочину, полностью остановить автомобиль и покинуть его. Все это должно выполняться с запасом времени, к моменту, когда автомобиль со спящим водителем еще не приблизился на критическое расстояние.
Не рекомендуется пытаться разойтись с неуправляемым грузовиком правыми боками, проехав по его полосе. Такой вариант возможен в крайних ситуациях, когда остановиться уже невозможно, но велик риск того, что водитель проснется в момент, когда ваше транспортное средство будет в его «мертвой» зоне справа. При этом проснувшийся человек попытается в короткие сроки вернуться на свою полосу, сталкивая или подминая под себя находящийся там автомобиль.
Потеря управления
Пожалуй, самой опасной ситуацией из рассмотренных в данной статье, является потеря встречным автомобилем управления (занос, блокировка руля), сопровождающаяся выездом на встречную полосу. Опасность заключается в том, что встречный водитель не способен предпринять никаких действий по предотвращению ДТП. Все зависит от грамотности и своевременности мер, предпринятых вторым водителем.
В подобной ситуации необходимо максимально быстро оценить примерную траекторию движения потерявшего управление авто. Дальнейшие действия напрямую зависят от этого.
Если автомобиль в заносе выезжает на полосу встречного движения достаточно далеко впереди, нет необходимости использовать экстренные способы торможения и ухода от удара. Достаточно просто снизить скорость, а в некоторых случаях полностью остановить свой автомобиль. Как правило, занос не продолжается на протяжении большого участка дороги. Аварийный транспорт либо вновь обретает управление, либо съезжает с дороги.
В случаях, если встречный автомобиль начало заносить прямо на вас, торможение уже не способно спасти ситуацию. Гораздо больше пользы принесет резкое ускорение, что позволяет выйти из зоны возможного удара, при этом оставляя потерявшему управление водителю пространство для маневра.
Ситуации, когда автомобиль выезжает на «встречку» в непосредственной близости от вас, требуют максимально быстрой оценки ситуации, грамотной реакции. Пожалуй, единственно возможным действием здесь является резкий уход от удара вправо, на обочину. Однако существует риск заноса в момент, когда правые колеса авто уже находятся на грунте, а левые все еще на асфальте.
Если объезд невозможен, уход от лобового столкновения осуществляется путем съезда в приобочечную канаву (кювет). При этом съезд, во избежание опрокидывания, осуществляют под максимально тупым углом.
Совет проще некуда - не надо торопиться, если есть сомнения, успеете обогнать или нет, лучше подождать. Как говорили в одном сериале - лучше в пять дома, чем в четыре в морге.
Не нужно торопиться обгонять конечно автолюбителям можно порекомендовать, но некоторые водители не задумываются, и по их ошибке происходит непоправимое.
Самое страшное, что на дорогах сейчас полно пьяных мажоров, и водителей с купленными правами. Предугадать действия таких людей за рулём практически невозможно.
Главной совет - соблюдать правила дорожного движения. Не превышать скорость, даже если впереди нет машин, не выезжать на встречную полосу и ездить трезвым!
Верхушка нашей власти сейчас бесстрашная стала, они думают, что все умеют. И самое плохое, что большинством в ДТП виновниками почти всегда они. Но так как у них много денег, они ничего не боятся и знают что останутся безнаказанными, вот и гонятся нарушая элементарные правила. Еще много пьяных за рулем, которых нужно достойно наказывать.
Уход от лобового столкновения зависит 50 на 50 от удачи и от действительно правильных, освещенных в статье, действиях водителя. Иногда при всей логичности действий, машина может не повести себя ожидаемо, например, из-за нашего качества дорог. А что самое интересное, в такой экстремальный момент человек не успевает продумать все до мелочей и действует на подсознательном уровне правильно, но есть и другая категория водителей, у которых в панике отключается мозг.
Толковая статья, жаль, что самоуверенные и наглые водители вряд-ли удосужатся такое прочесть, а главное - применить. От себя добавил бы совет неопытным. При обгоне старайтесь находиться на встречке как можно меньше времени. В случае недостатка мощности двигателя перед обгоном можно переключиться на повышенную передачу, например с 5 на 4. Это позволит увеличить крутящий момент для более динамичного разгона.
Как говорится, самое главное, это уметь контролировать себя на дороге. Тогда и будет все хорошо!
Есть и другие причины: погодные условия неблагоприятные или поломка, например, когда колесо лопнет во время движения.
Трудно представить более страшную аварию чем лоб в лом, но мне кажется чаще всего водители сами виноваты в таких авариях, когда например они выезжают на встречку. И конечно самое главное - ездить трезвым :)