Оказавшись на зимний дороге, следует в первую очередь забыть о «летнем» стиле вождения и стандартной реакции в экстренных случаях. Летние методы вождения на льду и снегу не только бездейственны, они часто усугубляют проблему и провоцируют ДТП.
Чего не следует делать на зимней дороге
Автомобилисту следует запомнить одно правило — даже хорошо расчищенная зимняя дорога не похожа на летнюю. Небольшой участок наледи на чистом вроде бы покрытии, способен спровоцировать серьезное ДТП. А наличие незначительного слоя воды и снега ухудшают управляемость, увеличивают тормозной путь, снижают маневренность транспорта. Поэтому следует при езде соблюдать некоторые нюансы.
Особенности вождения:
Не делайте резких движений
Это относится как к рулевому управлению, так и к нажатию педалей газа и тормоза. Резкий поворот руля и нажатие тормоза могут отправить машину в занос, а выдавливание педали газа лишь спровоцирует пробуксовку. Управление и все маневры должны производиться плавно и равномерно — повороты, торможения, подъемы в гору и старт с места.
При попытке выровнять автомобиль во время заноса это правило особенно важно. Нервный поворот руля не выровняет ход машины на скользкой дороге, а вот усугубить ситуацию может запросто, создав эффект колебаний. Реагировать нужно быстро, но уверенно.
Не газуйте на льду и снегу
Даже если вы любите эффектно срываться с места, выжав педаль газа, зимой от подобной практики следует отказаться. На заснеженном покрытии машина забуксует, на льду колеса будут скользить, полируя ледяную корку, и только.
Не важно, трогаетесь ли вы с места, застряли в снегу или не можете подняться в гору – машину нужно выводить потихоньку, держа постоянную небольшую тягу и без лишних (и резких) поворотов рулевого колеса. При забуксовке и сложном подъеме наиболее эффективен так называемый метод раскачки — машина подается назад и плавно трогается вперед. При необходимости манипуляции повторяются несколько раз. Переключаться с задней передачи на первую следует очень быстро, чтобы у машины не хватило времени «засесть». Этот навык приходит с практикой, при автоматической КП справиться сложнее.
Не изменяйте скорость на поворотах
Варьировать скоростные режимы, выбирая более безопасный, следует до того, как автомобиль начнет маневр. Снижение/увеличение скорости во время прохождения поворота меняет траекторию движения автомобиля. На зимней дороге это чревато опасными неожиданностями. Справиться с заносом в таких условиях неопытному водителю очень сложно.
Не избегайте торможения двигателем
На нерасчищенных зимних дорогах это более эффективный способ, чем обычное торможение. Даже автоматические коробки передач допускают такую «вольность» со стороны водителя.
Не испытывайте иллюзий по поводу торможения на зимних дорогах
Даже у машин с шипованными шинами тормозной путь на обледенелой/заснеженной поверхности увеличивается. Не надо рассчитывать на то, что машина затормозит, как в летний период. Желательно опробовать тормозные способности автомобиля в виде теста, чтобы в экстренном случае знать, что следует ждать от своей машины.
Не забывайте о прерывистом и ступенчатом торможении
На скользкой дороге фиксация колес в неподвижном состоянии (что характерно для классического торможения) приводит лишь к скольжению автомобиля по снежной/ледяной корке, но не к его остановке. Более эффективно в этом случае переменное торможение.
Различают две его наиболее популярных разновидности:
- Прерывистое. Представляет собой имитацию АБС. Педаль тормоза выжимается до упора, а затем отпускается. Повторять необходимо до полной остановки автомобиля.
- Ступенчатое. В этом случае сила нажатия на тормоз каждый раз изменяется.
Общие правила поведения на дороге
Приведенные ниже советы из разряда прописных истин, но они часто игнорируются или просто не замечаются неопытными водителями. Со временем подобные тонкости начинают соблюдаться автоматически, но новичкам стоит обратить на них внимание.
Что следует учесть
- Содержите в хорошем состоянии светотехнику и пользуйтесь ею по назначению.
Противотуманные фары предназначены для использования в тумане, а не в темное время суток (как их часто используют). Они слабее, луч света направлен по-другому и защитный колпак чаще всего загрязнен, снижая интенсивность освещения. Итог: и водителю на дороге, и встречному транспорту машину видно плохо. Используйте зимой основные фары. - Не останавливайте машину на спуске или подъеме, выбирайте ровный участок.
Тронуть авто под горку в снег или гололед сложно. Это очевидно, но многие начинающие водители, особенно женщины, грешат подобной ошибкой. На спуске другая проблема — транспорт по скользкой дороге может «поехать самостоятельно». - Объезжайте подозрительные участки дороги.
Частая ошибка — проезд по покрытому водой дорожному полотну. Невинная лужа в зимний период может оказаться слоем льда, покрытого водой. Иногда он оказывается пробитым, и автомобиль накрепко застревает даже в неглубокой впадине. - Не съезжайте с накатанной колеи.
Держите машину так, чтобы она шла по проложенной другими авто колее. Как правило, в этом месте наледь разрушается, а снежная каша оказывается в стороне, сцепление с дорогой намного лучше. - Увеличивайте дистанцию.
Зимой следует держаться от впереди идущего транспорта на большем расстоянии, чем в летний период. Дистанция должна быть достаточной, чтобы в экстренном случае вы успели затормозить. - Идите на обгон, лишь когда это действительно необходимо.
Правило особенно актуально для водителей с небольшим стажем. Во время маневра машина может повести себя непредсказуемо, а оказавшись на встречной полосе, это опасно вдвойне. - Не перестраивайтесь агрессивно в городских пробках.
В лучшем случае это закончится помятым бампером. - Не паркуйтесь, если возможно, в тех местах, откуда будет сложно выехать.
Сюда относятся обледенелые или заснеженные участки, места большого скопления машин, стоящих плотно друг к другу, наклонная поверхность. - Помните о других участниках движения.
И о том, что не все соблюдают негласные правила зимней езды. Наибольшей опасностью обладают повороты. Риск столкнуться со встречной машиной, не рассчитавшей скорость или изменившей траекторию движения, на искривленном участке дороги возрастает.
Особенности эксплуатации заднеприводных автомобилей в зимний период
Машины с задним приводом имеют склонность к заносу задней оси. Так как основной вес автомобиля приходится на носовую часть, сцепление задних колес с поверхностью хуже. Эту особенность можно обратить себе на пользу, выравнивая машину при скольжении по льду передних колес.
Если переднюю часть авто занесло на высокой скорости, необходимо искусственно создать занос задних колес, перенаправляя его с ведомых колес на ведущие. Для этого следует быстро сбросить газ. Метод применим, если передние колеса повернуты в ту сторону, в которую осуществляется поворот.
Если занос происходит на малых скоростях, ни в коем случае нельзя жать на тормоз — будет еще хуже. Следует воспользоваться ручным тормозом. Можно попробовать выжать до упора педаль газа. Это спровоцирует забуксовку ведущих колес. Но для подобного маневра требуется определенный опыт. Неправильно рассчитав количество оборотов, можно «закрутить» машину вокруг своей оси.
Находясь за рулем заднеприводного автомобиля, следует особое внимание уделять спускам по наклонной поверхности. Задний привод облегчает подъем в гору. При спуске справиться с заносом практически невозможно.
Еще одна распространенная проблема — корма «обгоняет» носовую часть. В этом случае можно сымитировать занос, но маневр требует от водителя практического опыта. Если машина пошла юзом, следует быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса и так же быстро вернуть в исходное положение, параллельно сбросив газ. Важно сразу же вернуть руль в начальную позицию, иначе машина начнет уводить в другую сторону.
Особенности эксплуатации переднеприводных авто в зимний период
Более устойчивый и безопасный вариант на зимней дороге за счет лучшего сцепления ведущих колес — машины с передним приводом. Именно на переднюю ось приходится большая часть массы автомобиля. Это позволяет шине цепляться за поверхность и аккуратно вести за собой корму.
Переднеприводные автомобили часто заносит по прямой с потерей управления. В этом случае нельзя жать на тормоз и выворачивать рулевое колесо. Вернуть передние колеса в нужное положение может только занос задних. Его нужно вызвать искусственно.
При низких скоростях требуется плавно (плавно — ключевой момент) нажать на тормоз, не ослабляя газ. Это на мгновение заблокирует задние колеса. С той же целью можно осторожно использовать ручной тормоз.
Если переднюю ось уводит на высокой скорости, необходимо быстро сбросить газ и тут же поднять обороты, выводя машину в поворот. Маневр для обычного водителя довольно сложный и опасный в первую очередь из-за психологической неподготовленности. Секундное промедление может привести к серьезным последствиям.
Помните, что сброс газа при заносе передней оси на высокой скорости провоцирует очень сильный занос кормы автомобиля. Если быстро не вернуть обороты, машину закрутит. Если это случилось, рекомендуется быстро и синхронно выдавить педаль газа и тормоза в пол, чтобы остановить вращение. Мотор в этом случае не глохнет, водитель сможет быстро отъехать с опасного участка дороги.
Переднеприводный транспорт плохо справляется с подъемом в гору. Если склон не получается преодолеть, взяв разгон, попробуйте въехать на горку задним ходом, если условия дороги позволяют.
Большинства проблем можно избежать, отказавшись зимой от лихачества и езды на большой скорости. Не стоит полагаться на свои навыки вождения — пнастоящему опытные водители никогда не пренебрегают погодными условиями и умеют под них подстраиваться. Хороший водитель — тот, кто знает, когда можно рискнуть, а когда нет.
В первую очередь нужна хорошая резина, тормоза в полном порядке, так же хорошие навыки вождения, если этого нет не рискуйте жизнью, лучше вызовите такси.
Тормозить газом (или как тут - двигателем) важно научиться, так безопасней. Я помню, по слякоти на скорости на скорости 10-15 км несколько раз тормоз нажимал и еле успел остановиться перед столбом, скользил, а сбросил бы скорость, так и не мучился бы. А вообще, просто не надо резкостей и гонять и все будет нормально.
Я стараюсь вообще за руль зимой не садиться от греха подальше, а насчёт статьи она очень поможет зимой за рулем новичкам и не только.
Соблюдая дистанцию, скоростной режим, и имея шипованную резину. Можно избавить себя от половины проблем на зимней дороги.
Сейчас столько систем помогает водителю зимой, что улететь куда-то с дороги сложно. Конечно, если нет колеи. Именно она враг номер 1.
Аккуратно нужно ездить, вот и все советы для вождения в зимнее время. Соблюдать скоростной режим и дистанцию. Не обгонять если не уверен и так далее. Вот и весь секрет.
Я раз попала в аварию зимой и с тех пор стараюсь вообще за руль не садиться, так как я ещё новичок в вождении мне очень страшно когда меня заносит.
Советы дельные, правда с учетом нынешних теплых зим могут и не пригодиться.
Когда ночью прошел снегопад лучше подождать выезда снегоуборочной техники на дороги. И лучше медленно ползти по заледенелой дороге, чем кружиться, сбивая другие машины - зимой понты лучше оставлять дома.
Обстановка на зимней дороге бывает разной, от вполне себе приемлемой, до т. н. катка и практически нулевой видимости. Впрочем, именно своей порой непредсказуемой переменчивостью зимняя дорога и опасна больше всего. Нужно уметь быстро менять стиль вождения. Советы дельные, особенно по выводу машин с разным приводом из разных типов заноса. Но большинство советов без практики, без личного опыта, чисто в теории бесполезны, пока не научишься применять их в опасных ситуациях.