На этикетке автомобильного масла можно увидеть загадочный набор цифр и букв, именно он может поведать автолюбителю о составе, характеристиках и назначении смеси. Большинство производителей на таре указывают следующую информацию: тип масла, степень вязкости, качество по классификации API или ГОСТ. Как не потеряться в море непонятных на первый взгляд символов? – Давайте разбираться.

Тип масла
- Минеральное – изготавливаются на основе нефтепродуктов, на этикетке такой продукции стоит надпись «Mineral»;
- Синтетическое – синтезируется искусственным путем, отличается сложным химическим составом. Маркируется «Fully Synthetic»;
- Полусинтетическое – в его состав входят и синтетические, и органические компоненты, это универсальный вариант, который можно распознать по надписи «Semi Synthetic».
Класс вязкости
Вязкость – одно из доминантных качеств, влияющих на эксплуатацию смазки. Все моторные масла по принятой SAE классификации делятся на: всесезонные, зимние и летние. В последнее время универсальное масло вытеснило сезонные аналоги, ведь его использование избавляет автомобилиста от львиной доли работы по регулярной замене масла.
- Обозначение всесезонных масел – 2 числа: первое – показатель вязкости при минусовых температурах, второе – при высоких. К примеру, SAE20-W40;
- Летние масла имеют самую вязкую консистенцию, обозначаются SAE с числом (SAE 15);
- Зимние с меньшим показателем вязкости маркируются буквой W (winter – зима), например, SAE 10W.
В морозную погоду лучше работают жидкие масла, они экономят топливо и защищают двигатель от перемерзания. Летом приветствуются вязкие смеси.
Маркировка зимних смесей:
0W – полноценно функционируют в условиях до -35 градусов;
5W – полноценно функционируют в условиях до -30 градусов;
10W – полноценно функционируют в условиях до -25 градусов;
15W – полноценно функционируют в условиях до -20 градусов;
20W – полноценно функционируют в условиях до – 15 градусов.
Маркировка летних смесей
SAE 30 – полноценно функционируют в условиях до +25 градусов
SAE 40 – полноценно функционируют в условиях до +40 градусов
SAE 50 – полноценно функционируют в условиях до +45 градусов
SAE 60 – полноценно функционируют в условиях до +50 и более градусов
Классификация ACEA
Европейская ассоциация разработала собственную классификацию ACEA, которая периодически обновляется. Согласно стандарту моторные масла разделяют на 3 группы:
- A/B – для дизелей и бензиновых двигателей легковых машин и авто с малой грузоподъемностью;
- С – можно совмещать с нейтрализаторами отработавших газов;
- Е – для дизелей грузовой техники.
Классификация ГОСТ
В начале кода продукта стоит буква М – она говорит о том, что масло моторное. Индекс 1 обозначает масло для бензиновых двигателей, 2 – для дизелей. Следующая цифра присваивается класс вязкости:
- Дробные коды, к примеру 63/14 означают, что масло всесезонное;
- Маркировка 10, 12, 14, 20, 16, 24 – это летнее масло;
- 33, 6, 63, 43, 53 – зимнее масло.
Масло с маркировкой 8 тоже является всесезонным. Буква «З» указывает на то, что смесь содержит загущающую присадку и является универсальной.
Буквенным индексом обозначается группа двигателей, для которой разрешается использование моторного масла:
- А – для дизельных и бензиновых нефорсированных двигателей;
- Б – для малофорсированных силовых установок;
- В – для среднефорсированных;
- Г – для высокофорсированных;
- Д – для высокофорсированных силовых установок, которые используются в неблагоприятных условиях;
- Д – для высокофорсированных двигателей, которые используются в экстремальных условиях.
К примеру, маркировка М-6з/10В означает, что масло является универсальным для среднефорсированных двигателей, всесезонное.
Классификация API
API – аббревиатура для Американского института нефти, согласно разработанной классификации масла делятся на 2 вида:
- S (Service) – эта маркировка говорит о том, что масло подходит для бензиновых силовых установок легковых автомобилей, средств малой грузоподъемности, микроавтобусов;
- C (Commercial) – к этой категории относится тяжелая техника с дизельными двигателями.
Для легковых машин с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.
Буква рядом обозначает характеристики смеси. Чем ближе она к концу алфавита – тем лучшие свойства демонстрирует масло.
- Маркировки SC, SD, SE, SF, SG, SH считаются устаревшими, такие масла предназначены для двигателей, созданных до 2001 года. Продукция еще выпускается, поскольку старые машины все еще частенько встречаются на дорогах;
- SJ – для двигателей с 2001 года и старше;
- SL – для двигателей, выпущенных с 2004 года;
- SM – стандарт введен в 2004 году, такие масла отличаются повышенной стойкостью к окислению, повышенную защиту от износа, отложений, эксплуатируются при разных температурах;
- EC – аббревиатура для энергосберегающих масел для бензиновых двигателей (Energy Conserving).
Если после буквы стоит цифра, она указывает на разновидность дизеля: 2- двухтактный, 4 – четырехтактный.
Соответствует ли масло заявленной спецификации, проверяет комиссия API.
Дополнительная информация
Сюда относится маркировка допуска и контроля качества от производителей автомобилей: к примеру, WV 505.00. Дополнительная информация, не признанная стандартами, тоже может присутствовать на упаковке, никакой технической новизны она не несет, просто описывает качества масла: эстеровое, очищающее, защитное и так далее.
Реже встречаются спецификации NMMA (для снегоходов и гидроциклов), Global DND – для японских автомобилей, JASO – для корейских и японских мотоциклов.
Знаю основные параметры масла, один раз разобрался, выбрал по необходимым для себя параметрам, купил и с тех пор покупаю всегда одинаковое и периодически заменяю.
Полезная, информативная статья, написанная простым, доступным языком. Для многих продавцов моторного масла самое то.
Ничего непонятного в маркировке моторных масел нет, хотя и необязательно знать все эти тонкости. Мне лично еще при покупке автомобиля посоветовали всесезонное масло определенной марки, его и покупаю. Главное, менять регулярно.
Я покупаю такое масло, которое рекомендовано в книже по эксплуатации моего автомобиля. Это всесезонное масло меняю регулярно в автомобильном сервисе.
Основные параметры моторного масла запомнил сразу, еще когда учился на права. Потом уяснил, что за масло мне необходимо покупать для своего автомобиля и какой марки, с тех пор всегда покупаю одно и то же.