Казалось бы, какие сложности может представлять собой прямолинейное движение по трассе? Выехал на необходимую полосу, набрал скорость и вперед, к намеченной цели! Однако и здесь присутствуют некоторые особенности, требующие от водителя определенных знаний и навыков. Какую полосу занять на дороге? С какой скоростью двигаться? Как правильно и безопасно совершить обгон? Ответы на эти и другие вопросы содержаться ниже.
Какую полосу занять на многополосной дороге?
Традиционно расположение транспортных средств на многополосных дорогах зависит от скорости их предполагаемого перемещения. Так, автомобили, двигающиеся наиболее быстро, в большинстве случаев занимают крайний левый ряд. Грузовики, скорость движения которых значительно ниже, располагаются правее, в первом и втором ряду справа. Средние ряды негласно предназначаются для легких грузовых автомобилей («Газель») и легкового транспорта, скорость которого ниже скорости потока в левых рядах.
Между тем, подобное расположение автомобилей на дороге не всегда является оптимальным. Так, в крайнем левом ряду порой можно наткнуться на транспортные средства, остановившиеся для поворота налево. Помимо этого, именно здесь наиболее часто двигается транспорт экстренных служб, обладающий приоритетом при включенных проблесковых маячках и звуковой сигнализации. Массовое перестроение из левого ряда в правые при относительно плотном движении способно спровоцировать затор.
Как при езде в крайнем левом, так и в крайнем правом ряду существует риск внезапного появления на дороге пешехода. Человек может выйти из придорожных кустов, засаженной зеленью широкой разделительной полосы, из-за стоящих в правых рядах автомобилей. Избежать ДТП в таком случае будет крайне сложно. Стоит заметить, что наезд на пешехода в крайнем правом ряду, скорее всего, будет иметь менее тяжелые последствия по причине традиционно низкой скорости движения транспортных средств в данной зоне. Скоростная езда в левом ряду практически не оставляет неосторожному пешеходу шансов выжить.
Несмотря на все вышесказанное, правый ряд также не является наиболее комфортным и безопасным для равномерного движения. Здесь часто возникает необходимость перестраиваться, чтобы объехать припаркованные автомобили и автомобили, остановившиеся для поворота направо или съезда на развязку. Помимо этого, водители большегрузных транспортных средств имеют несколько ограниченный обзор, что может стать причиной ДТП. Последнее происходит в случаях, когда человек, сидящий за рулем грузовика, начинает перестроение, не заметив легковой автомобиль, находящийся сбоку от него, в «мертвой зоне» обзора.
Оптимальным является расположение движущегося прямо автомобиля во втором или третьем ряду от обочины или разделительной полосы. При этом, как правило, не возникает трудностей с объездом остановившихся автомобилей, а средняя скорость движения здесь достаточно высока для того, чтобы с комфортом доехать до места назначения.
Выбор скорости движения
Известно, что в РФ скорость движения автомобильного транспорта ограничена 90 км в час на трассе и 60 км в час в населенном пункте. Существуют некоторые различия для автомагистралей, водителей мототранспорта и т.д. Однако это не меняет сути.
Является ли движение в строгом соответствии с тем, что диктуют нам правила дорожного движения, наиболее безопасным во всех возможных ситуациях?
Рассмотрим следующую дорожную обстановку. В левом ряду на оживленной трассе средняя скорость движения автомобилей составляет 130 км в час. Однако один из водителей вспомнил, что ограничение составляет 90 км в час и начал двигаться с максимально разрешенной скоростью. При этом скорость его движения оказалась значительно ниже, чем скорость других транспортных средств. Некоторые из них начали перестраиваться вправо, объезжая медленный автомобиль. Другие, наиболее нетерпеливые, сигналить и моргать фарами ему в спину. Является ли данная ситуация безопасной? Нет, не является.
Множественные перестроения замедляют скорость движения остального потока транспортных средств, создают аварийные ситуации. Это особенно актуально в зимнее время на обледенелых дорогах. При заносе движущегося справа автомобиля пострадать может и сам тихоход. Именно поэтому наиболее безопасной специалисты считают среднюю скорость, с которой движется весь поток автомобилей. Если данный показатель кажется водителю слишком высоким, следует занять один из правых рядов.
Выполнение обгона
Движение по двухполосным дорогам нередко вынуждает водителей, движущихся за медленно идущим «большегрузом», применять столь рискованный маневр, как обгон. При этом выполнять его правильно умеют немногие.
Начинать обгон следует на некотором расстоянии от обгоняемого транспортного средства, что позволит набрать скорость, находясь на своей полосе. Алгоритм действий следующий. Водитель увеличивает дистанцию перед грузовиком и, слегка смещаясь к разделительной разметке, осматривает полосу встречного движения. Если автомобиль, находящийся там, уже близко, скорость движения начинают увеличивать. К моменту, когда встречное транспортное средство поравняется с обгоняющим автомобилем, разница последнего в скорости с грузовиком окажется достаточной для обгона. Уверенным движением руля автомобиль выводят на «встречку» и совершают обгон за минимально необходимое время. Возвращаться в свою полосу следует плавно, после того, как грузовик станет видно в зеркале заднего вида. Разумеется, как выезд на встречную полосу, так и возвращение после маневра должно быть обозначено сигналами поворота.
Наиболее частой ошибкой является выезд на встречную полосу со скоростью, равной скорости обгоняемого автомобиля. В таком случае ускоряться приходится уже во время маневра, что значительно увеличивает его продолжительность. Подобное простительно только водителям автомобилей с очень мощными двигателями.
Проезд поворотов
Проезд поворотов осуществляется одномоментно, руль в процессе маневра не доворачивают. Поворот руля осуществляют в момент вхождения в поворот. При этом рассчитать траекторию движения нужно таким образом, чтобы движение осуществлялось от внешнего края поворота к внутреннему, что позволяет максимально сгладить траекторию, существенно снизив риск заноса автомобиля.
Стоит заметить, что торможение в процессе выполнения маневра недопустимо. В случае, если скорость вхождения оказалось чересчур высока, колеса на секунду выставляют прямо. При этом осуществляется быстрое, но плавное нажатие на педаль тормоза. После этого руль снова поворачивают, а тормоз отпускают.
Я бы посоветовала на ходу анализировать "попутчиков" по трассе - ведь не секрет, что на дорогах большой процент ... странных людей ))) И их поведение на трассе часто становится непредсказуемым)))
Ничего нового не узнал, но, как говорится, повторение - мать учения. Так что все же не зря материал прочитал. Хотя для некоторых знакомых сделаю распечатку.
В основном вы описали движение по широкополосным дорогам. У нас трасса м-52 по одной полосе в одну сторону. В итоге и трактора, и автобусы, и Ауди тт, ползут не более 70.
Особенностей много, но стоит различать дорогу многополосную в городе и за городом. Едва ли на дороге, что на рисунке показана, часто встретишь пешеходов и машины экстренных служб.