В последнее время по миру прокатилась волна интереса к электромобилям. Всё новые модели от маленьких городских автомобильчиков до настоящих суперкаров, которые по показателям оставляют далеко позади своих бензиновых собратьев, выходят на рынок, и этому есть объективные причины.
Двигатель внутреннего сгорания практически исчерпал себя. Сто лет лучшие умы делали его всё более совершенным и достигли предела его возможностей, сделав довольно сложным агрегатом с большим количеством движущихся частей и тонких настроек. Цены на топливо своим ростом всё более подталкивают человека к поиску альтернативных концепций транспортных средств. И первым в списке традиционно находится автомобиль с электроприводом. Почему традиционно? Дело в том, что на самом деле первый электромобиль опередил своего бензинового собрата на 50 лет. Да, да. За открытием Фарадеем в начале XIX века электромагнитной индукции последовали попытки приспособить электроагрегат для привода карет и повозок.
Документальных сведений о том, когда же появился электротранспорт и кто его создатель, нет. Однако одно из первых упоминаний о модели, которую приводит в движение электричество, датируется 1828 годом. Именно тогда венгерский подданный Аньос Джедлик создал маленький электромобиль. Транспортным средством его назвать можно только с большой натяжкой. Это была доска с колёсиками размером с современный скейтборд, на которую Аньос установил электродвигатель собственной конструкции.
В 30-е годы XIX века шотландцем Робертом Андерсоном был разработан первый экипаж, где традиционную лошадь заменил электромотор.
В 1835-м году электрическое транспортное средство было создано голландцами Стратином Гронингеном и Кристофером Беккером. Машина была оснащена химическими батареями, которые не требовали подзарядки. Именно Стратинг и Беккер своим изобретением заложили принципы конструкции, которые актуальны и по сей день. Стратинг скончался 15 февраля 1841 года, так и не воплотив в реальность множество наработок по транспортным средствам с электроприводом.
В 1837 году Шотландецем Робертом Дэвидсоном был сконструирован первый электровоз. Его “Гальвани” - четырёхколёсная машина с цинко-кислотными батареями была впервые опробована на линии Эдинбург-Глазго в далёком 1842 году. Она развивала скорость около 4 миль в час, но, к сожалению, не могла тащить вагоны с грузом и пассажирами. К тому же, использование цинка в батареях оказалось в 40 раз дороже, чем традиционное кормление паровых котлов ископаемым углём.
Локомотивы с батарейным питанием оказались экономически не жизнеспособны. “Гальвани” закончила свой век в пыльном сарае, где её разбили механики паровозов, увидев в ней угрозу своей профессии.
Конкурентноспособная электрическая тяга появилась в 1860 году с изобретением и усовершенствованием динамо-машины. Дэвидсон, будучи уже преклонным старцем, отреагировал на открытие изданием новой партии собственных визиток, в которых красовалась надпись: "Отец электровоза".
В 1859 году Раймондом Гастоном Планте были изобретены свинцово-кислотные аккумуляторные банки. Принцип, заложенный Планте в батареи, был настолько удачен, что претерпев череду усовершенствований, свинцовые сернокислотные аккумуляторные батареи используются и по сей день. По сути, аккумулятор Планте представлял собой ёмкость с серной кислотой, в которую были опущены две свинцовых пластины. Удивительно, но сам изобретатель и не задумывался об электромобилях. Планте стремился обуздать молнию, а для этого нужно было изучить её свойства. Поэтому он решил создать машину, генерирующую молнии в лаборатории, и аккумулятор был всего лишь промежуточным шагом в его работе.
Рассвет эры электромобилей пришёлся на 1867 г. Великобритания и Франция были странами, на государственном уровне поддержавшими развитие электротранспорта. Швейцария первой из европейских стран электрифицировала железнодорожную сеть, чем обеспечила свою независимость от иностранных поставщиков топлива.
На рубеже столетий электромобили переживали свой “золотой век”
Электрические автомобили имели ряд существенных преимуществ перед ДВС – в простоте эксплуатации, в отсутствии неприятных шума и запаха. Переключение передач на машинах с бензиновым двигателем было довольно трудным делом, запуск их осуществлялся вращением ручки. В электромобиле всего этого не требовалось, его даже называли женским.
Третьим участником «состязания» за сердца автомобилистов были паровые машины, они тоже не требовали переключать передачи, но на морозе требовалось довольно значительное (до 45 минут) время для их запуска. Постоянная потребность в воде ограничивала дальность перемещения без дозаправки даже более чем у электрических «конкурентов».
Господство электромобилей приходится на 1912 год
В то время они были весьма популярны как для пассажирских перевозок, так и для частного пользования. Но почему же машины с электроприводом на несколько десятилетий ушли на второй, а то и третий план автомобильной сцены?
Тому способствовал ряд причин:
- Открытые в то время техасские месторождения нефти существенно снизили цены на бензин.
- Сеть дорог, как в Европе, так и в Америке расширялась, и требования к запасу хода возросли.
- Чарльзом Кетеррингом был изобретён электрический стартер, теперь, чтобы завести автомобиль, не требовалось крутить злосчастную ручку.
- Массовое производство Генри Форда не только снискало ему славу человека, подарившего миру первый народный автомобиль, но и понизило цену до $500-$1000 за штуку. Электрокары же, напротив, продолжали дорожать.
До конца XX века об электромобилях практически не вспоминали
Однако истощение запасов нефти и проблема загрязнения окружающей среды побудила ряд компаний приступить к выпуску электрических транспортных средств.
В настоящее время мы наблюдаем возрождение электрокаров. Технологии не стоят на месте и аккумуляторные батареи медленно, но уверенно совершенствуются, по всему миру появляются станции зарядки электромобилей. Вероятно, совсем скоро мы станем свидетелями реванша, и электромобиль снова станет доминирующим транспортным средством. Что, несомненно, сделает нашу жизнь лучше.
Есть и другие альтернативные возможности. Люди до сих пор мечтают иметь автомобили, в которые можно залить воду из-под крана. Электромобили тоже неплохо, если электричество вырабатывается экологичное.