Самостоятельный ремонт кузова, исключающий поездку в автосервис, подразумевает два основных этапа. На первом выполняется рихтовка или выпрямление кузова машины, а также тщательное исправление вмятин и аккуратное удаление царапин. А следующий этап подразумевает покраску кузова.
Надо понимать, что такая работа – это тяжелый труд, рассчитанный на точное и четкое ее исполнение.
Вначале машину нужно исследовать на количество повреждений. Далее необходимо уточнить этапы ремонтных работ.
Если приобретенные повреждения не стали причиной сильной деформации рамы кузова, то делается лишь местный ремонт обшивки.
В случае, когда обнаруживается наличие больших повреждений, в результате чего произошло изменение расстояний между механическими узлами, тогда уж точно не обойтись без полного исправления и возобновления геометрически правильных характеристик.
Все действия на возобновление технического состояния автомобиля, непременно должны сопровождаться контролем геометрических параметров. Возможно использование шаблонов и проведение измерений с помощью компьютера.
При капитальном ремонте легковых машин, а также для восстановления геометрических данных, необходима специальная аппаратура и инструменты, которые традиционно имеются лишь на станциях технического обслуживания.
Материалом для изготовления частей кузова служит литый сплав, в нем под действием температуры образуются сжатия или растяжения, способствующие передвижению молекул. В металле появляются напряжения, которые потом и отвечают за хранение точной формы.
Обычная поверхность кузова выпуклой формы после удара сжимается и выравнивается, позже делается вогнутой. Если был проведен мощный удар, то сплав растягивается.
Около деформированной области возникает своеобразный пояс, в котором железная поверхность растягивается посильнее, что традиционно сформирует четкую складку, препятствующую возобновлению формы поверхности. Поэтому усилия разрешено применять не по всей области повреждения сплава, а только в месте, куда пришелся удар.
Перед началом работы по выпрямлению поврежденной части данное пространство нужно очистить от краски и от грунтовки.
После того, как выпрямляются места вмятин, следует приступать к реконструкции сплава.
Если вмятина широкая, но не совсем глубокая, выпрямление производится посредством удара по ней рихтовочным молотком. Если же сплав деформирован сильно вглубь, то его выпрямляют равномерно, начиная с края. Под вмятину следует подсунуть соответствующий по форме металлический брусок.
Если области повреждения имеют твердые сечения (стойки, а также подкладки), то сначала поправляют эти части.
Выколотка и рихтовка
Процесс возобновления целостности деформированного сплава включает в себя: этап выколотки и процесс рихтовки.
Выколоткой называется черновое придание кузову начальной формы. Такую работу выполнять лучше всего деревянной киянкой или при помощи рихтовочного молотка, однако следует контролировать силу удара.
Если участок повреждения по форме небольшой, то можно только подогреть нужное место. Работа по выпрямлению заканчивается лишь тогда, когда сплав полностью остывает. Чтобы материал остывал скорее, следует применять ткань, можно также губку, намоченную в воде. Если нужен дополнительный прогрев места, то необходимо повторять не менее 2-3 раз обработку каждой точки, нагревая этот участок по кругу, начиная от центра повреждения. Когда остынет сплав, проводится легкая рихтовка ремонтируемой области для завершающего выравнивания поверхности.
Количество и размещение точек прогревания напрямую зависит от габаритов, а еще формы вмятины. Если она выпуклая, то прогреваемые точки раскладываются по его радиусу. Если вмятина узкая и имеет продолговатую форму, то нагрев выполняется рядами.
Легко подогреть сплав можно точечной сваркой. Она применяется для кузовного ремонта автомобиля для нагревания и последующего выправления деформированных мест.
Такой метод рассчитан на стремительный разогрев места сплава, который контактирует с электродом, устанавливаемом в держателе. Сварка проводится различными методами: точками, а также прямыми и криволинейными строками, – выбор зависит от конкретного вида держателя и метода установки электрода.
Для проведения процесса выправления недостатка таким способом нужна специальная подготовка, при которой поврежденный участок выправляется аппаратом для ремонта кузова. Если вмятина небольшая, то этот шаг можно будет пропустить.
Со всей деформированной области аккуратным образом снимается краска, являющаяся изолятором, шлифовальной машинкой. Место соприкосновения поверхности и массы кропотливо зачищается.
Далее электрод помещают в держатель. Если он имеет тонкий или пластичный наконечник, то используется для создания точек усадки. При наличии острого наконечника употребляется для усадочных строчек.
Смоченную водой губку прикладывают кругом к месту повреждения, тем самым она служит для остывания и ограничения зоны для нагрева. Электрод на некое время объединяют с металлом в области ремонта.
Если держатель не двигать, то выйдут точки нагревания, а при перемещении образуются усадочные ряды.
Нельзя оставлять электрод на длительное время в соприкосновении с металлической поверхностью, так как он может прожечь его насквозь.
Охладившаяся вмятина выпрямляется лишь в том случае, ежели она маленькая, а материал вытянут слабовато. Тогда вспомогательный брусок сменяют на более мягкий материал для помощи. Это может быть обрезанная древесина жестких пород, а еще свинцовая отливка.
С помощью молотка ударами стягивают сплав, работать начинают от края повреждения, направляясь в центральную часть.
В процессе рихтовки вмятина может растянуться, умеренно распределяя молекулы сплава.
Если удары содействуют появлению незапланированных повреждений на недостижимых участках кузова, то нужна разборка обшивки, которая потребует много времени и терпения. Есть возможность ее избежать, если воспользоваться иным методом по выправлению маленькой деформации. Традиционный метод – это пайка с использованием олова.
После зачистки сплава, можно начинать лудить. Вмятину наполняют оловянным припоем. Далее делается опиливание напильником, потом шлифование поверхности. Такое покрытие владеет неплохой адгезией и твердостью.
Процесс самостоятельного выпрямления вмятин на автомобиле дает возможность сэкономить деньги, которые пришлось бы потратить на станции технического обслуживания.
Кузов ремонтировать лучше всего на СТО у профессионалов, в гаражах конечно дешевле, но как известно скупой платит дважды, к примеру после кустарей сход - развал может не регулироваться до нормы.
Самостоятельный ремонт возможен лишь при мелких повреждениях кузова: царапинах, незначительных вмятинах и т. д. Но даже в таких случаях сделать место ремонта незаметным очень сложно.
Кузовной ремонт требует от работников большого опыта и высокой квалификации.
Если имеется место, определенные навыки, инструменты и время для ремонта, то можно отремонтировать самому. У меня, к примеру, нет ничего из вышеперечисленного. А если бы взялся за ремонт, то от машины ни чего кроме металла бы не осталось (стыдно бы было отдавать на приёмку).
Но считаю, что лучше будет, когда ремонт кузова сделают квалифицированные специалисты.
ДИМА, согласна с Вами - есть люди, которые знают как, умеют и имеют возможность ремонтировать свою машину сами - снимаю перед ними шляпу. Но большинство, конечно, едут к профессионалам.
Считаю, что ремонтом кузова автомобиля должен заниматься мастер своего дела, либо не заниматься этим вообще. Ремонт своего автомобиля я доверяю проверенным людям.
Ремонт кузова на дому может делать автолюбитель, у которого есть вся оснастка для такой работы, или у него золотые руки. В остальных случаях повреждение лучше загрунтовать (если это царапина) и ждать, пока появится свободное время для посещения автосервиса.
В домашних условиях можно только отполировать машину. За покраской, а особенно рихтовкой лучше обратится к специалистам, потому что можно такого наделать!