Главная задача этого устройства – это запуск двигателя автомобиля. Однако, это не все функции аккумулятора. Например, в случае выхода из строя генератора, который, кстати, и подзаряжает аккумулятор, заряд обеспечивает питанием весь автомобиль: фары, сигнал, музыку и т.д. Если брать во внимание инжекторные двигатели, то такой аккумулятор помогает выровнять напряжение, поступающее от генератора, чтобы остальные электрокомпоненты не вышли из строя от непредусмотренного для них тока.
Если вы начинающий водитель, тогда вам необходимо знать, о том, что ни в коем случае не нужно изымать аккумулятор из работающего автомобиля любого типа двигателя, а особенно из инжекторного, так как вероятен сбой в последующем пуске или сгорание электронного компонента.
Конструкция
Большая часть производимых аккумуляторов – кислотные со свинцовой «начинкой». В таких устройствах использован принцип двойной сульфации, разработанный еще в 1858 году. Сейчас технология шагнула далеко вперед, поэтому создаются цельные герметизированные корпуса с наполнителем в виде иммобилизованного электролита, которые могут работать в любом положении.
Все, конечно, представляют себе, как выглядит аккумулятор. Это своеобразный контейнер с несколькими секциями (как правило, их шесть), каждая из которых вырабатывает примерно около 2В. В секциях находятся свинцовые пластины в количестве двух штук, одна положительно заряженная, другая отрицательно. Пластины разделены между собой.
Если поднять аккумулятор, то стоит обратить внимание на его вес, который формируют все компоненты, включая и внешнюю оболочку.
В свинцовый аккумулятор добавляют сурьму для повышения прочности свинцовых пластин, а в связи с испарением воды из электролита доливают Н2О. Со временем удалось уменьшить объем сурьмы в свинцовых пластинах, что дало толчок к появлению батарей, практически не нуждающихся в обслуживании.
Как работает устройство
Все довольно просто. На положительно заряженный электрод нанесена двуокись свинца, а на отрицательный электрод – свинец губчатый, а в сам аккумулятор заливается водный раствор серной кислоты. Во время зарядки и работы батареи на отрицательном электроде активная масса преобразуется в сульфит цинка и отдает два электрона в электрическую цепь, а положительный электрод, пройдя такое же преобразование, принимает эти два электрона из цепи. Процесс преобразования сопровождается потерей массы серной кислоты, становится меньше и масса электролита.
Типы батарей
Существуют разные типы аккумуляторов и от этого зависит то, какое необходимо обслуживание. Можно выделить несколько типов: обслуживаемые, гибридные, мало-обслуживаемые и не нуждающиеся в обслуживании.
Обслуживаемых сегодня достаточно мало, и производятся они в основном в странах СНГ. Если сравнивать этот тип с другими, то можно сказать, что отрицательных качеств у него гораздо больше положительных.
Возможные проблемы
- Высокая цена. Для многих автовладельцев это принципиальный показатель качества товара, но дороже – не значит лучше.
- Довольно хрупкий эбонитовый корпус, покрытый мастикой, под воздействием грязи и перепадов температуры теряет изоляцию.
- Самопроизвольная разрядка.
- Необходимость очистки от мастики и доливания воды после каждых 6-8 тыс.км.
Пожалуй, единственным достоинством обслуживаемого аккумулятора – это возможность смены блоков пластин.
Гибридные модели хороши тем, что пластины положительных и отрицательных электродов выполнены из разных сплавов, что дает высокий пусковой ток. Нет необходимости в частом доливании воды. Такие батареи очень стойки к погодным условиям. Однако к минусам можно отнести их высокую стоимость, а также дефицит.
Модель, которая нуждается в малом обслуживании – это нечто среднее между первым и вторым перечисленных выше аккумуляторов. Выбор такого типа не составит больших проблем, так как ассортимент довольно большой, а цена колеблется от низкой (доступной многим) до высокой. Корпус из пластика, довольно прочный. Потребность в воде лишь через 25-30 тыс.км.
О последнем виде сказать особо нечего, так как он не нуждается в обслуживании. Малый расход воды исключает необходимость наличия отверстий для нее. Но, как и у любого другого устройства, у этого типа батарей есть некоторые сложности, связанные с использованием. Нужно следить за исправностью генератора и натяжкой ремня, а также регулятором напряжения. Следить за отсутствием утечки тока в электрооборудовании. Цена разная, но приемлемая, поэтому этот тип наиболее подходящий для ленивых и забывчивых автовладельцев.
Крайне не рекомендуется перезаряжать аккумулятор, так как это приводит к образованию налета на пластинах, что сказывается на объеме хранимого заряда. Если перезарядить до такой степени, что его дальнейшее использование будет невозможным, то заменить пластины будет очень сложно. Владелец авто будет вынужден его просто выкинуть. Важно также следить за плотностью электролита, особенно зимой.
Подзарядка
Очень важно не забывать о том, что автомобиль тоже нуждается во внимании, поэтому, когда он не эксплуатируется, стоит отключать все электроприборы, чтобы не разрядить аккумулятор. Ведь иногда случается, что человек сидит в офисе, а в машине на стоянке играет музыка, горят габариты или фары.
Зарядка может осуществляться двумя способами.
Способ 1
Когда батарея находится на своем месте в автомобиле при работающем двигателе и, следовательно, генераторе – зарядка происходит автоматически. Нежелательно включать какие-либо приборы, так как они будут отнимать энергию и подзарядка займет много времени. Кроме того, чем выше обороты двигателя, тем быстрее идет подзарядка.
Способ 2
Этот метод предполагает извлечение аккумулятора из автомобиля. После того, как устройство извлечено, его присоединяют к зарядному устройству с обязательным соблюдением полярности клемм, то есть минус с минусом и, соответственно, плюс с плюсом. Чем меньше напряжение, тем лучше зарядка, хотя слишком слабый ток может заряжать аккумулятор очень долго.
Зарядные устройства
Что касается зарядных устройств, то их огромное множество, причем современные «зарядники» оснащены мини-компьютером и большим количество кнопок. Перед использованием необходимо прочитать инструкцию.
Современные модели сами определяют начальный уровень заряда аккумулятора и способны самостоятельно отключаться по окончании зарядки. Кроме того, существуют устройства, снабженные системой защиты от «чайников», которые могут неправильно установить полярность.
Зарядка длится около 10 часов. Признаком «готовности» можно посчитать «эффект закипания», после которого нужно будет выдержать еще 15 минут и только затем отключить «зарядник».
Осталось промыть корпус содовым водным раствором, если он грязный или пропускает напряжение. После этого следует просушить аккумулятор и можно собираться в путь!
Если не эксплуатируешь автомобиль в зимнее время, то нужно не забывать про аккумулятор. Нужно хотя бы раз в месяц его подзаряжать. Аккумулятор не должен находиться в разряженном состоянии, если он будет долго в таком состоянии, то это приведёт к преждевременному выходу его из строя.
Когда автомобиль круглосуточно находится на улице и зимой владелец им не пользуется, то лучше снять зарядное устройство и хранить его временно в дома так, как оно может выйти совсем из строя и придётся покупать новый аккумулятор.
Аккумулятор эта та вещь в автомобиле, про которую некоторые владельцы вспоминают, когда он уже сел или начинает плохо держать заряд. А ведь это-то без чего ваша машина не заведется, особенно зимой. Я стараюсь заряжать свой АБ регулярно и про водичку, которую необходимо доливать, тоже не забываю.