Во время своей пресс-конференции в столице первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков рассказал о результатах рассмотрения Госдумой вопросов, связанных со штрафами для автомобилистов.
Прежде всего, он заявил, что депутаты согласились с введением дисконтной системы штрафов, а превышение скорости на 10-20 км/ч вообще решили считать погрешностью.
Что касается промилле, то, как минимум до второго чтения пункт о минимальной норме алкоголя в крови будет изъят, несмотря на то, что сам г-н Лысаков считает сухой закон «ненаучным и некорректным».
О промилле
«Открою вам страшную тайну: законопроектом не вводится 0,2 промилле и сейчас там указано 0 промилле, - рассказал депутат в пресс-центре «Парламентской газеты», где проводилась конференция. – Это связано с тем, что возобладала точка зрения премьера Дмитрия Медведева - лидера партии. Мы подчиняемся фракционной дисциплине, и чтобы законопроект прошел, пришлось убрать 0,2 промилле».
Однако Лысаков уверен, что это вовсе не означает капитуляцию, поскольку во втором чтении к вопросу о промилле можно будет вернуться. Но для этого необходимо, чтобы правительство подняло законопроект, лежащий уже четвертый месяц без движения и дало хоть какой-нибудь отзыв.
«Судя по всему, правительство еще даже не открывало и не смотрело его. Боится, наверное, что я там указал 0,2 промилле. Вообще это скандал и беспрецедентный случай, чтобы фамилия депутата вызывала такую аллергию у правительства, что оно отказывается давать даже отрицательный отзыв. По-другому затрудняюсь объяснить такое «торпедирование» моего законопроекта», - говорит Лысаков.
Зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству подчеркнул, что промилле является краеугольным камнем, который провоцирует в обществе взрывоопасную ситуацию.
Сегодня в тендерах на поставку алкотестеров побеждают компании, предлагающие самые точные измерительные приборы, что ставит под удар абсолютно всех автомобилистов. «Сначала нас будут наказывать за тысячные доли, затем и за один атом, засеченный прибором. А для суда вообще нет никаких аргументов – все, что выше нуля является основанием для лишения водителя удостоверения».
«Что говорить, даже при всей авторитарности Белоруссии, там принята норма в 0,3 промилле. Даже упрямый Бацька понимает, что неизбежные погрешности существуют».
Автор законопроекта полагает, что проблема пьяных водителей вообще чрезмерно раздута. Поднятая шумиха не соответствует реальному масштабу этой проблемы: «Количество ДТП, совершенных по вине пьяных водителей составляет всего семь процентов от общего количества аварий. А вот плохое дорожное полотно виновато в 20% случаев. И никто почему-то не требует ввести жесткие и решительные меры наказания дорожников».
«Все сводится к тому, что отечественные водители – пьяницы, сволочи и так далее. А на самом деле людей, плюющих на законы совсем немного, и наказывать их следует адресно», - добавил депутат.
Вячеслав Лысаков настаивает на том, что возвращение промилле является его принципиальной позицией и пока это не примут, он отказывается голосовать за законопроект: «Наказание всех подряд обернется социальным взрывом, который приведет к противоправным и агрессивным действиям в сторону сотрудников ГАИ. Нельзя забывать «приморских партизанов», а ведь в нашем случае такой костер может полыхнуть в глобальных масштабах».
Депутат уверен в том, что решить вопрос с промилле можно было бы сбором подписей, но автомобилисты слишком инертны: «Любителей подписаться под «долой Путина!» полно, а когда вопрос коснулся самих людей, они пассивны. У меня на веб-сайте подписалось 40 тысяч человек, а затем все остыли».
«Выводить толпу на улицу, разумеется, не стоит, но и успокаиваться нельзя. Здесь ведь не политика, а серьезная социально-резонансная тема. Это может быть моя последняя надежда, поэтому я не сижу, сложа руки, а провожу ряд закрытых мероприятий. Лично я буду стоять до последнего патрона, но ведь можно было собрать миллионы подписей, с которыми нельзя не считаться», - рассказал Лысаков.
О дисконте
Другой инициативой депутата является дисконтная система оплаты штрафов.
«Комитет одобрил еще один поданный мной законопроект - о дисконте. В случае, когда человек не отрицает, что он нарушил ПДД и в течение десяти дней согласен уплатить штраф, не затягивая и не загружая работой суд, то он может оплатить лишь половину суммы».
«Подобная система успешно работает в ряде стран мира, а в связи с тем, что у нас собираемость штрафов низкая, это будет стимулировать людей к быстрой оплате, причем не инспектору ГАИ в карман, а в бюджет», - предполагает Лысаков.
Депутат считает, что нужно сосредоточить внимание не на маленьком проценте нетрезвых автомобилистов, а на хронических нарушителях ПДД, которые и представляют наибольшую опасность.
Законопроект Лысакова предлагает ввести балльную систему подсчета нарушений. Проще говоря, лишение прав последует в результате совокупности правонарушений. Кроме того, он предусматривает прогрессивную шкалу наказаний – за повторное нарушение наказание будет более строгое.
«Виновниками самых страшных аварий являются водители, совершающие по 20-40 нарушений ежегодно. Согласитесь, что нормальный водитель столько штрафов не имеет. В связи с этим, принимая балльную систему мы заявляем: совершил 40 мелких или 4 крупных нарушения - отдыхай год. А за это время кто-то не погибнет под колесами», - говорит депутат.
Он уточнил, что предложение касается тех нарушений, которые на самом деле влияют на безопасность движения – выезд на «встречку» или проезд на красный свет. Что касается мелких проступков, не представляющих угрозы, например, таких как неправильная парковка, то жестоко за это наказывать не имеет смысла.
«Мы предусматриваем жесткое наказание за рецидив, - говорит Лысаков. – Сегодня проезд на красный сигнал светофора обойдется в тысячу рублей штрафа. И сколько бы раз вы не нарушали, штраф остается неизменным. По нашему мнению повторное нарушение должно повлечь за собой штраф 5 тыс. руб. либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев».
«Помимо этого, мы ужесточаем ответственность за нарушение скоростного режима. Но не от 60 км/ч и выше, как это действует сегодня, а от 60 км/ч до 80 км/ч и выше. Попался два раза в год на скорости выше 80 км/ч – лишаешься прав на год. Что касается превышения скорости на 10-20 км/ч, то мы его убираем», - продолжает Лысаков.
Также законопроект предусматривает увеличение штрафа за отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, за не пристегнутый ремень безопасности, за пользование телефоном за рулем. Причем последнее касается не только разговоров, но и любых других манипуляций: написания SMS, просмотра фотографий и т.д.
Не забыли депутаты и о водителях грузовых автомобилей, которые любят занимать левый ряд на многополоске. За это нарушение штраф составит 5 тыс. руб. (сегодня – 100 руб.).
Борьба законотворцев
Как мы уже сообщали ранее, главным конкурентом для законопроекта Вячеслава Лысакова является документ, поданный главой думского комитета безопасности Ириной Яровой.
В конце декабря прошлого года она внесла свой законопроект в нижнюю палату парламента, и он необычайно быстро получил положительный отзыв Кабмина. Но затем его раскритиковал Верховный суд.
В обоих законопроектах есть общие черты. К примеру, и тот и другой предусматривают уголовное наказание за пьяную аварию со смертельным исходом и трактуют это как умышленное убийство. В результате срок тюремного заключения увеличивается до 15-ти лет.
Как заявил сам Лысаков, разница между законопроектами в том, что из предложения Яровой следует: «Ноль и ничего другого – пить водителю нельзя». А проект Лысакова гласит: «Пить водителю нельзя, но и абсолютного ноля не бывает».
«Я поддерживаю «сухой закон», если он справедливый. Сегодня он антинаучный и некорректный. Давайте смотреть правде в глаза: сегодня он может вызвать падение репутации власть имущих, «Единой России» и иметь другие далеко идущие последствия», - говорит депутат.
Более того, Лысаков считает законопроект главы думского комитета безопасности слишком сырым и пестрящим многочисленными «дырами»: «В предложенном Яровой законопроекте нет ничего, кроме множества дыр. Нарушители будут предпочитать отказываться от медосвидетельствования. Им будет выгодно сбегать с места аварии, а потом протрезветь и вернуться со словами «я был в состоянии аффекта». А мы предлагаем оставление места ДТП наказывать по верхней планке».
По мнению Лысакова, скорее всего, первым на голосование поступит законопроект Ирины Яровой. И если он будет принят, то «в него, как в пустой сосуд, можно будет перелить законопроект, поданный комитетом по конституционному законодательству и госстроительству».
«А что делать? Дело тут не в престиже, поэтому придется подарить Яровой наши разработки».
Комментариев нет.