Зимние шины отличаются от летних протектором и составом резины. Летний вариант рассчитан на температурный режим выше +7 градусов. При меньшей температуре резина стынет и перестает выполнять свои функции. Зимний вариант, наоборот, сохраняет эластичность при минусовых температурах и начинает «плавиться», когда термометр показывает выше +5—+7 градусов.
Разновидности зимних шин типу протектора
Зимние шины бывают двух видов — шипованные и фрикционные, так называемые ламелизированные или попросту липучки.
Шипованные
Их отличительная черта — наличие металлических шипов на протекторе, которые отвечают за сцепление покрышки с поверхностью. По большинству показателей шипованная резина превосходит фрикционную.
Достоинства шипов:
- Высокие показатели безопасности и управляемости в любых зимних условиях.
- Лучшее сцепление со льдом и снежным накатом/настом за счет вгрызания шипов в поверхность.
- Меньший тормозной путь по сравнению с фрикционной резиной.
- Лучшее сцепление с наледью.
- Хорошая проходимость при снежных заносах.
- Эффективное преодоление подъемов/спусков на скользкой поверхности даже там, где нешипованная резина не справляется.
Недостатки:
- Высокий уровень шума и вибрации, отдающие в рулевое колесо. Особенно на асфальте.
- Повышенный расход топлива за счет увеличившегося сопротивления колеса.
- Негативное воздействие на дорожное полотно. В некоторых европейских странах по этой причине ошипованные покрышки запрещены.
- Плохое сцепление с мокрым дорожным полотном.
- Резина жестче, чем у липучек.
- Сильнее подвержены износу, чем фрикционные. Шипы изнашиваются быстрее или просто выпадают.
Два последних пункта спорные, так как производители постоянно улучшают свою продукцию. Современные шипованные шины зачастую служат столько же, сколько липучки, а иногда и дольше. А сцепление с мокрой поверхностью не намного хуже, чем у ламелизированного варианта.
Что касается шума и воздействия на дорожное покрытие, то проблема частично решается так называемыми плавающими шипами. Многие современные модели оснащаются шипами, которые при работе на голом асфальте как бы погружаются в покрышку и она работает по принципу фрикционной.
Фрикционные
Имеют ярковыраженный, местами даже агрессивный рисунок протектора с многочисленными канавками (ламелями) для отвода воды, грязи, снежной каши. В отличие от летнего варианта, ламели, как и весь протектор, глубокие и широкие. Это позволяет эффективно отводить воду и снег из пятна контакта, повышая уровень сцепления с поверхностью.
Достоинства липучек
- Отсутствие дополнительного шума.
- Расход топлива остается тот же, что и при использовании летних шин. Или незначительно увеличивается.
- Резина более мягкая и эластичная по сравнению с ошипованным вариантом.
- Легче управление. Однако при заносе автомобиль практически не контролируется.
- При температуре -20 и ниже работают на льду практически с той же эффективностью, что и шипы. Лед при больших морозах становится шероховатым и сцепление улучшается. А так как состав резины делает ее более мягкой, то эффективность возрастает.
- Хорошо отводят воду и снежно-соляную кашу из пятна контакта.
- Быстрее осуществляется разгон.
Недостатки
- Больше тормозной путь.
- Плохо справляются с наледью и снежными накатами.
- В плане безопасности уступают шипам почти по всем показателям.
- Выше риск заноса, машина в этом случае плохо реагирует на управление.
- Плохо справляются с плотным слоем сухого снега. Хотя в случае скользкой дороги с небольшим слоем снега последний забивается в ламели, повышая тем самым эффективность сцепления с дорогой.
Всесезонная резина
Еще одна разновидность шин. Рассчитана на эксплуатацию как в летний, так и в зимний период. Но добиться универсальности в этом вопросе невозможно, поэтому такие шины проигрывают сезонным.
Они подходят для стран с мягким климатом, где температура зимой редко опускается ниже -5 градусов и условия эксплуатации в основном ограничиваются мокрым асфальтом. В условиях классической российской зимы такие покрышки мало чем отличаются от летних — резина дубеет (ее состав рассчитан на похолодание, а не на мороз в -20), протектор не справляется со снегом и льдом.
Еврозима
Эти шины разработаны для зимнего использования в странах с мягким климатом. Их протектор не такой агрессивный, количество ламелей меньше, меньше и их размеры. Состав резины не рассчитан на сильные морозы. Иногда такие покрышки в России продают под видом обычных липучек. Поэтому следует внимательно изучить протектор, чтобы не ошибиться.
Шипы или липучка. Что выбрать?
Универсальным вариантом, насколько это возможно, является ошипованная резина. Она незаменима на льду и в снегу, применима на мокром покрытии. На порядок безопаснее. Но среди владельцев много ярых противников шипов и сторонников ламелизированного варианта — он легче в управлении и комфортнее.
Чтобы подобрать подходящий вариант, следует ответить на несколько вопросов.
- В каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль?
Если вы используете его лишь в черте города с хорошо очищенными дорогами, для поездок на работу и в магазин, то лучше выбрать липучки. Они хорошо справятся со своими обязанностями, их основное назначение — отвод воды и снежной каши из пятна контакта. Кроме этого, сцепление происходит всей поверхностью шины, что улучшает ее рабочие характеристики на асфальте.
Для тех, кто большую часть времени проводит на проселочных дорогах или живет в небольших городах с плохим обслуживанием дорог, стоит «переобуваться» в шипованную резину. Сухой снег, гололед, снежные накаты — это территория шипов.
- Каковы ваши водительские навыки?
Какая бы резина ни стояла зимой на авто, его безопасность и маневренность в первую очередь зависят от навыков водителя. Женщинам и новичкам желательно использовать шипы. Опытный и осторожный водитель может позволить себе липучки. Также рекомендуется устанавливать шипы на семейное автомобили.
- Что вы предпочитаете, комфорт или безопасность?
Шипы безопаснее, но многие водители не желают терпеть постоянный шум, вибрации в рулевом колесе и тяжелое управление. Фрикционный вариант намного комфортнее, но безопасность снижена. Каждый должен решить, чем пожертвовать.
Важно понимать, что эффективность зависит в первую очередь от характеристик конкретной модели. Качественные шипы лучше качественной липучки, но качественная липучка намного превосходит шипы сомнительного производства.
Маркировка
При покупке следует внимательно изучить боковину шин, на ней указывается вся необходимая информация — типоразмер, назначение, дата выпуска и другие характеристики. Все выштамповки должны присутствовать и быть четкими. Если боковина затерта, на ней не хватает даты или какой-либо другой информации, это показатель либо подделки, либо брака, либо истекшего срока годности.
Дата изготовления
Указывается выштамповкой из четырех цифр, где первые две обозначают неделю изготовления, а две последующие — год. Например, 1106.
11 — неделя изготовления (середина марта).
06 — год (2006г).
Срок годности шины — 5 лет. Со временем она теряет свои свойства, поэтому следует выбирать изделия последнего или, в крайнем случае, прошлого года выпуска. Если место выштамповки даты выглядит подозрительно (нечеткое, видны потертости), лучше поискать другое изделие.
Типоразмер
В первую очередь, нужно изучить типоразмер изделия. Важно правильно его расшифровать. Он может быть европейского или американского образца.
Обозначение по европейскому стандарту
Маркировка европейского образца выглядит примерно так: 205/55 R16 90H.
205/55 — соотношение ширины (205мм) покрышки и ее диаметра (55мм).
R — маркировка указывает на то, что это радиальная шина. Изделия могут иметь радиальную или диагональную (маркировка D) конструкцию. Но диагональные теперь почти не выпускаются из-за своих низких эксплуатационных качеств.
Важно. Многие автомобилисты, особенно новички, считают, что маркировка R указывает на радиус покрышки. Но это не так.
16 — диаметр колеса (указывается в дюймах).
H — означает индекс скорости. Чем он больше, тем выше можно развивать скорость без ущерба для конкретного типа шин. Минимальный индекс обозначается J (100), максимальный ZR (240).
Некоторые шины могут иметь дополнительную маркировку XL. Это значит, что изделие имеет усиленный каркас и способно выдержать повышенные нагрузки.
Обозначение по американскому стандарту
Может быть двух видов. Первый аналогичен европейскому варианту, только в начале добавляется буквенное обозначение P или Lt.
P — для легковых авто.
Lt — для легких грузовых авто.
Второй вариант обозначения полностью отличается от предыдущего образца и выглядит примерно так: 35х10.5 R15.
35 — показатель внешнего диаметра покрышки.
10,5 — ширина.
R — радиальное построение.
15 — показатель внутреннего диаметра.
Все измерения указаны в дюймах.
Кроме этого, при выборе шин важно обратить внимание еще на 2 маркировки.
Значок «звездочки-снежинки» указывает на изделие, предназначенное для суровых зимних условий. То есть, именно на зимний вариант, а не межсезонный.
M&S. Расшифровывается как «грязь+снег». Этими буквами обозначаются зимние покрышки и летние покрышки для внедорожников. Важно при выборе не перепутать их назначение.
Вывод
Какие бы шины вы ни выбрали, не стоит забывать об условиях эксплуатации. Следует постоянно следить за давлением в камере, правильно отрегулировать сход-развал, отказаться от лихачества на дороге.
Сам не испытывал шины с липучками, но знакомые отметили их бесполезность - что самые обычные зимние шины, но втридорога стоят.
Конечно советы не плохие? полезные для людей которые немного в этом разбираются, лично я покупаю шины в автосалоне доверяясь менеджеру и предпочитаю бренд "Michelin".
По моему в России давно пора шипы сделать обязательными, чуть мороз после оттепели, и на дорогах пробки из за любителей "липучек".
Многие ли вообще резину с шипами используют? Лично я давно не видел значка на стекле соответствующего или его теперь цеплять не обязательно?
В этом году зима такая, что температура может за пару дней от 8 плюса перейти к 8 минуса. Может уже пора придумать универсальные шины, чтобы не переобувать машины?
В этом обзоре и есть ответ на ваше пожелание- всесезонные шины. Использую их уже давно, для езды на небольшие расстояния на внедорожнике полностью устраивают.
Советы по выбору шин очень даже интересные, обязательно возьму себе на заметку, да и друзьям посоветую. Спасибо!!!
Очень прикольно иногда видеть, что люди совершенно не разбираются какие шины для чего. У меня есть знакомый, который за город фактически не выезжает, но установил на автомобиль шипованную резину. Теперь говорит что она слишком шумная, и на мокрой дороге торможение неэффективное. Всегда надо хорошо подумать, над таким выбором.
Не вижу особого смысла ни в шипах, ни в липучках. Прежде всего в нашем регионе достаточно мягкая зима: от -10, до 0 или+4 в среднем. Поэтому на зиму переобуваюсь на всесезонку. Ну а летом жара +30 - естественно летние шины. Хотя некоторые ставят шипы на зиму и бывает влетают. Думают, что им море по колено.