Система рециркуляции отработавших газов обязательно работает в грязной среде. Важнейшим элементом экологически чистой системы является клапан рециркуляции отработавших газов, который со временем накапливает нагар из выхлопных газов. Грязный клапан EGR негативно влияет на работу двигателя, поэтому его стоит регулярно чистить. Это можно сделать даже не разбирая его. Что дает очистка EGR и как самому почистить клапан?
Скорость загрязнения клапана EGR сильно зависит от состояния двигателя. Чем лучше агрегат сжигает топливо, тем чище выхлопной газ, а значит, меньше вредных веществ попадает в клапан EGR. Этот клапан расположен на выхлопной системе, поэтому он находится в прямом контакте с горячими выхлопными газами. Конструкция клапана EGR достаточно проста, но из-за большого количества загрязнений механизм компонента может заклинить, что приведет к неисправности двигателя. Как это распознать и как почистить клапан EGR?
Что такое клапан EGR?
Клапан EGR (Recirculation Exhaust Gas Recirculation) — элемент системы рециркуляции отработавших газов, задачей которого является уменьшение выброса в атмосферу вредных углеводородов, таких как оксиды азота (NOx). Задача клапана рециркуляции отработавших газов состоит в том, чтобы направить выхлопные газы обратно в двигатель, чтобы сжечь оставшиеся в них примеси. Смешивание выхлопных газов со свежим воздухом также снижает температуру сгорания топливовоздушной смеси и ускоряет испарение топлива. В бензиновых двигателях на повторное сгорание идет около 25% выхлопных газов, а в дизельных — до 50%.
Но почему используется клапан, а не прямое соединение выпускного и впускного коллектора? Это связано с тем, что в некоторых случаях нежелательно дросселировать двигатель выхлопными газами. В оптимальных условиях незначительное снижение помощи, вызванное работой системы рециркуляции отработавших газов, незаметно. Однако когда двигатель недогрет, работает на холостом ходу или требуется полная мощность, клапан EGR закрывается. В результате в камеры сгорания поступает чистый воздух, содержащий больше кислорода.
Признаки загрязнения клапана EGR
Повреждение клапана рециркуляции отработавших газов особенно заметно, если он остается открытым или заедает в открытом положении. В этом случае двигатель не может развивать полную мощность. Общие признаки неисправности клапана EGR включают в себя:
-
Неравномерный холостой ход;
-
Глушение двигателя после нажатия сцепления;
-
Падение мощности двигателя;
-
Повышенный расход топлива;
-
Выхлопной дым;
-
Рывки двигателя при динамическом разгоне;
-
Ухудшение реакции на нажатие газа;
-
Неравномерное развитие мощности двигателя;
-
Затруднение при проворачивании двигателя на высоких оборотах.
Во многих случаях индикатор «check engine» информирует о неисправности EGR, но это не всегда. Бортовой компьютер также может отображать ошибки, связанные с другими компонентами, отвечающими за состав топливовоздушной смеси, например, с лямбда-зондом или расходомером. Можно проверить список ошибок, используя диагностический интерфейс, подключенный к разъему OBDII.
Что означает код ошибки P0401
Одно можно сказать наверняка: код ошибки P0401 означает, что у вас «уменьшенный поток» в вашей системе рециркуляции отработавших газов. Застрявший и/или поврежденный клапан EGR, безусловно, приведет к уменьшению расхода, но засорение в любом месте на пути EGR может вызвать такие же симптомы. К счастью, в большинстве случаев все, что вам нужно сделать, это очистить эти компоненты, чтобы восстановить систему на полную мощность, что отключит индикатор проверки двигателя и сохранит ваши деньги в вашем кошельке.
Исправление ошибки клапана EGR
Регулярная очистка клапана позволяет избежать ошибок и вышеуказанных проблем. Если заметили, что автомобиль трясет и глохнет на холостых оборотах, вяло реагирует на нажатие педали акселератора, а при обгонах двигатель не очень рвется развивать мощность, то стоит проверить состояние клапана EGR. Профилактическое обслуживание не только продлит срок службы компонента, но и поможет предотвратить другие неисправности. Грязный клапан EGR может привести к повреждению, например, фильтра DPF или турбонагнетателя. Кроме того, езда с неисправным клапаном EGR может быть неудобной, а в крайних случаях и опасной.
Чистка клапана восстанавливает его номинальные свойства и должна обеспечить спокойствие примерно на 80-120 тысяч км. Загрязнения нельзя избежать, потому что это часть, которая работает в выхлопной системе. Однако если нагар накапливается на клапане в мгновение ока и блокирует его гораздо раньше, стоит найти виновника. В то время как налет выхлопных газов является нормальным явлением, толстый слой масла может вызывать беспокойство. Это происходит из-за негерметичного турбокомпрессора или масляного тумана.
Как почистить?
Чтобы почистить клапан EGR, лучше всего вынуть узел в сборе из-под капота. Сложность этой операции зависит от того, насколько хорошо спрятан EGR. В некоторых моделях необходимо снять воздушный фильтр, дроссельную заслонку и, конечно же, кожух двигателя. Информацию о том, как получить доступ к клапану, лучше смотреть в руководстве по эксплуатации автомобиля. Также отсоедините отрицательный кабель аккумуляторной батареи, электрические разъемы, вакуумную трубку и трубку к клапану, прежде чем снимать клапан EGR. Доступ к монтажным болтам может быть ограничен, поэтому подготовьте набор торцевых ключей с удлинителями.
Начните чистку снятого клапана EGR, распылив на него большое количество специального препарата. Очистители EGR легко растворяют масло, смолу и нагар. Они содержат вредные для здоровья вещества, поэтому выполняйте это действие в хорошо проветриваемом помещении. Сотрите растворившуюся грязь тряпкой, бумагой, ватными палочками или щеткой. Выдуйте остатки препарата сжатым воздухом и дайте клапану высохнуть. Не забудьте использовать новую прокладку – старая могла пропускать выхлопные газы в моторный отсек, что могло привести к их затягиванию в салон. После установки и подключения элементов стоит снова воспользоваться диагностическим интерфейсом для сброса ошибок. Современные клапаны EGR имеют электронное управление, поэтому может потребоваться повторная калибровка.
Примечание:
Перед установкой промытого клапана EGR также очистите каналы коллектора, непосредственно контактирующие с клапаном. Очиститель EGR также подходит для очистки дроссельной заслонки, карбюратора и турбокомпрессора.
Чистка EGR без разборки
Мелкие загрязнения на клапане EGR можно удалить без демонтажа элемента. Очистка EGR без разборки выглядит немного иначе. Препарат наносится на впуск при работающем двигателе. Затем его сжигают вместе с грязью. Очиститель EGR без разборки следует вводить малыми дозами и слегка повышать обороты двигателя, согласно рекомендациям производителя. К препарату прилагается гибкий зонд, облегчающий дозирование жидкости. Таким образом вы очистите не только EGR, но и дроссельную заслонку, днища поршней и турбокомпрессор. Однако если клапан сильно забит нагаром, без демонтажа не обойтись.
Чистка клапана EGR самостоятельно не сложна и не требует профессиональных инструментов. Можно успешно сделать это в собственном гараже, благодаря чему сэкономите несколько тысяч рублей. Стоимость чистки клапана в профессиональной автомастерской колеблется от 4000 до даже 15000 руб.
Комментариев нет.