Бывают ситуации, когда легковому авто приходится покидать привычный асфальт. А тем временем на грунте уже начинают действовать иные законы. Вождение «легковушки» по сложной местности может стать очень трудной задачей, ведь движение по бездорожью требует больше, чем стандартной подготовки и нуждается в полностью исправном ТС и терпении водителя.
Не будем впадать в крайности. Полностью раскисшая под дождем глина, переезд через бревна, вязкий песок или недавно вспаханное поле для «легковушки» на летних покрышках непреодолимые субстанции. Да и кузова седанов, хетчбэков и универсалов не рассчитаны на поездки по бездорожью.
Что диктуют общие законы бездорожья
Перед каким-либо значительным препятствием необходимо высадить пассажиров. Так вы не только облегчите участь своего авто, но также пассажиры смогут в случае чего подтолкнуть его.
Прежде чем проехать по дороге, постарайтесь исследовать маршрут, обращая внимание на «гиблые» участки. Для таких целей не помешает положить в багажник резиновые сапоги. Ведь чем больше исследуешь пешком, тем меньше придется толкать автомобиль.
Если вы не обзавелись цепями противоскольжения, можно разрезать буксировочный трос на кусочки и обвязать ими колесо так вы хоть как-то выйдете из положения и увеличите свои шансы попасть домой на своем авто, а не на буксире за трактором. Не помешает также держать в автомобиле налобный фонарик, который поможет лучше разглядеть ситуацию в потемках.
Не стоит спускать покрышки на легковом автомобиле, ведь так вы не только не улучшите сцепление с дорогой, но и уменьшите клиренс, что в свою очередь может привести к повреждению картера мотора и трансмиссии. Лучше заблаговременно положите в багажник подходящие доски, которые в случае чего можно будет подложить под колеса или домкрат.
Если все же произошло так, что ваша «легковушка» застряла, можно попытаться выехать раскачкой. Этот способ подразумевает, что один человек «играет» сцеплением, а его напарник толкает автомобиль в такт его действиям. Если машина с карбюраторным мотором, то подобное водитель может проделать и сам, вытащив подсос. Если и это не помогло, то необходимо подкладывать ветки и доски до тех пор, пока авто не сможет дальше продолжать двигаться.
И самое главное – всегда включайте мозги, ведь прежде чем куда-либо проехать следует подумать о том, как можно будет выбраться обратно.
Типичные ситуации на бездорожье
Столкнувшись с бродом необходимо всегда предварительно промерять его самостоятельно. Не поленитесь посмотреть на оставшиеся следы от протекторов других машин, так вы сможете понять, можно ли двигаться на «легковушке». Забудьте про предварительный разгон, сведите брызги к минимуму, перейдите на низшую передачу и невысокие обороты мотор для того чтобы не было пробуксовки.
Выехав на бугристую дорогу, следует стараться не попадать в глубокую колею. Двигайтесь как можно медленнее без пробуксовок на низшей передаче. Все это поможет избежать «качелей» - наклонов кузова вперед-назад.
При движении по местности с боковым уклоном задача водителя – держать колеса в неглубокой колее, чтобы не съехать случайно в кювет или яму, что чаще всего может произойти на влажной дороге. На боковом уклоне необходимо ехать на самой низкой передаче, практически внатяг, избегая пробуксовки. Когда доберетесь до ровного и по возможности сухого участка можно остановиться, чтобы разведать дорогу впереди.
Единственный участок бездорожья, преодолевать который потребуется с разгона – это косогор. В большинстве случаев штурмовать его в лоб просто бессмысленно. Произведите разведку склона, ведь преодолевать его вам потребуется по диагонали. Разогнаться необходимо настолько сильно, чтобы погасить скорость к пику косогора и проехать его по инерции, а не на тяге ведущей оси. Полностью исключите пробуксовку.
Мы однажды застряли в двух шагах от дачи - просто ручеек пробился и грунт просел. Вылезли, подкладывая палки и доски под провалившееся колесо. Но без помощи было тяжело. Теперь всегда перед непонятным участком выходим из машины и смотрим, чем нам грозит его преодоление.
Я не раз видела как мой муж выходил из такой ситуации. Такое ощущение будто он намерено ищет такие участки дороги, чтобы состязаться с природой и доказать свою силу. Как он говорит, главное в борьбе с застреванием - медленные движения и ритм. Когда машина увязла, скорость и суета только вглубь ее загоняют. А ритм соблюдать, когда немного сделал движок и машина плавно откатывается назад - опять делаешь движок, получается что-то типа качели или маятника. В таком ритме машина медленно ползет вперед, а вязкая земля под ней сдвигается назад, создавая дополнительную устойчивость.
По мне так лучше горы обойти, чем сунуться в такое болото, либо замерять там что-то и изучать. Другое дело, когда дорога одна единственная и выхода нет.
Мне абсолютно не нравиться совет, где говорят о высадке пассажиров, которые в случае чего будут подталкивать машину. Нужно рассчитывать возможности своего авто, прежде чем заезжать на убитые дороги и в поля. Или заранее подстраховать себя и договориться о помощи для своего авто.